Причины дизартрии

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Причины дизартрии

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи.

Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение.

Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация ых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, ые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении.

Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют.

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц.

Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов.

Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни.

В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Источник: http://PsyMedCare.ru/dizartriya

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Причины дизартрии

Дизартрия представляет собой дефект речи, являющийся результатом нарушений и поражений нервной системы. Мишенью таких нарушений является речедвигательный анализатор и иннервация аппарата речи.

Это тяжелое заболевание оказывает влияние на речевое дыхание, артикуляцию, интонационную окраску речи, на четкость и внятность речи. Дизартрия у детей встречается более, чем в 6 % всех случаев, и эта цифра может расти.

Виды дизартрии

Существует общепринятая классификация. В ее основу входит разделение по локализации. Таким образом, выделяют:

  1. Бульбарную дизартрию.
  2. Мозжечковую (поражен мозжечок).
  3. Корковую (кора головного мозга).
  4. Экстрапирамидную (подкорковая дизартрия).
  5. Паркинсоническую (при болезни Паркинсона или схожих с ней нарушениях).
  6. Псевдобульбарную (корково-ядерные проводящие пути).
  7. Стертую.
  8. Холодовую (при миастении).

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия обладает довольно явными и узнаваемыми симптомами. Среди них выделяют общие, которые характерны при всех формах, так и частные, присущие поражению отдельных отделов головного мозга.

Симптомы у детей с дизартрией носят постоянный характер, самим им трудно с ними справиться. К общим симптомам относят:

  • Нарушения речи. Речь отличается невнятностью, нечеткостью, порой она непонятна окружающим.
  • Нарушения артикуляции. Изменения моторики в виде спастичности, гипо- или гипертонии артикуляционных мышц.
  • Напряжение мышц губ, языка, шеи при гипертонии и вялость их же при гипотонии.
  • Ограничение моторики пораженной области.
  • Парез мягкого неба, как следствие, носовой оттенок голоса.
  • Снижение речевой активности.
  • Особенности дыхания, как причина нарушенной иннервации мышц аппарата при дизартрии. Выражается коротким выдохом, во время речи дыхание частое и прерывистое.
  • Недостаток силы в голосе.
  • Монотонная речь, лишенная эмоциональных оттенков.
  • Бедный словарный запас и грамматическая основа речи.

Притом, в виду своих особенностей, дизартрия у детей и с нормальным психофизическим развитием может стать причиной постановки таких отклонений, как общее недоразвитие речи, дисграфия, даже задержка психического развития.

Наряду с общими клиническими симптомами выделяют те, что являются характерными для отдельных видов дизартрии:

  1. Бульбарная форма характеризуется отсутствием мимики, нарушением сосания и глотания, затруднено жевание. Звуки очень невнятные и не сочетаются между собой. Тембр голоса носовой, наблюдается афония или дисфония.
  2. Псевдобульбарная форма отличается спастическими параличами и гипертонусом мышц. Ребенку труднодоступны движения языка вверх, из стороны в сторону, а также удержание его в одном положении. Присутствуют нарушения в смене артикуляционных поз, слюнотечение, глотательный рефлекс усилен, ребенок испытывает трудности в глотании.
  3. Подкорковая форма отличается присутствием гиперкинезов (невольные насильственные мышечные движения) или непроизвольных выкриков. Нарушена скорость речи (ускорение или замедление), может наблюдаться органическое заикание.
  4. Мозжечковая форма проявляется нарушением координации речи, т. е. речь толчкообразная, с выкриками, при этом замедленная и невнятная. Возможет тремор языка. При этом присутствуют другие мозжечковые симптомы – неустойчивость походки, проблемы с равновесием, неловкость и скованность движений.
  5. Корковая форма определяется нарушениями произвольной моторики.
  6. Стертая форма отличается невнятностью и невыразительностью речи, заменой звуков в сложных словах, а потому – непонятностью речи, дикция плохая. При этом у ребенка наблюдается моторная неловкость, движения немногочисленные, он быстро утомляется. Присутствует слабая артикуляция, амимичность лица, рот часто приоткрыт.

Виды лечения заболевания

Лечение такого нарушения, как дизартрия, обязательно заключается в комплексной работе невролога, логопеда, педагога, психолога и других специалистов. Ведь причины патологии у детей различные, а потом нельзя ограничиваться коррекцией только в одной сфере.

Таким образом, в комплекс лечения входят:

  • Логопедия. Важно развивать и корректировать у детей словарный запас, фонетический слух, грамматический строй. Логопеды работают как в виде групповой коррекции, так и проводят индивидуальные занятия. Применяют при этом игровые методы, различные тренажеры и компьютерные программы.
  • Медикаментозное лечение. Основу такого лечения составляют ноотропы. Принято считать, что препараты этой группы стимулируют умственную деятельность, улучшают когнитивные функции, память. Они повышают устойчивость нейронов к неблагоприятному воздействию, например, гипоксии. Чаще всего назначают пантогам, глицин, церебролизин и прочие. Во время начала приема важно помнить, что лекарства из этой группы не оказывают мгновенного эффекта, он наступает минимум через две недели.
  • Лечебная физкультура. В комплекс лечебных мероприятий входит артикуляционная гимнастика, действие которой направлено на укрепление лицевых мышц. Также к коррекционным мероприятиям относят специальный массаж – логомассаж, во время которого тренируют мышцы речевого аппарата, а кроме того, в результате этой процедуры улучшается кровоток и состояние кожи лица.
  • Лечение основного заболевания. Как уже было сказано, причины дизартрии могут быть разными, поэтому в комплекс лечения входит устранение первопричины, если это возможно.
  • Психологическая коррекция. Ребенку с таким речевым дефектом бывает трудно влиться в коллектив. Такая асоциализация может негативно отразиться на динамике лечения. Дети могут бояться начать говорить из страха, что их не поймут, осмеют. Поэтому важна корректная работа с опытным психологом.

Диагностика

Диагноз «дизартрия» ставится у ребенка после обследования у невролога и логопеда.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Со стороны невролога обычно назначают:

  1. Электроэнцефалографию.
  2. Электромиографию.
  3. МРТ головного мозга и пр.

Кроме того, невролог при осмотре устанавливает отклонения в рефлексах, движениях, походке и прочих симптомах, указывающих на неврологическую природу нарушений. И чем младше ребенок, тем весомее слово невролога, что это диагноз «дизартрия» у ребенка, а не другое отклонение.

Логопед проводит функциональные пробы для выявления речевых и неречевых нарушений. Он изучает анамнез, проводит оценку характеристик речи, тембра голоса, правильности звучания звуков и слов. Логопед проверяет словарный запас ребенка, следит за движениями речевого аппарата и мимикой, дополнительными движениями.

На основании совместного заключения специалистов ставится окончательный диагноз.

Профилактические меры

Профилактические меры первично начинаются еще во время беременности, когда мать должна следить за своим здоровьем, предохраняться от инфекционных заболеваний, отказаться от вредных привычек и т. д.

В раннем детском возрасте важно следить, чтобы ребенок был защищен от нейроинфекций или травм.

Если так вышло, что у малыша имеется предрасположенность к данному нарушению, необходимо:

  • общаться с ребенком еще до начала появления у него своей речи;
  • поддерживать все попытки к началу вокализации;
  • обучать и развивать ребенка, проводить с ним упражнения на моторику, говорение и пр.;
  • следить за отклонениями от нормы, посещать невролога и логопеда.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/dizartriya-ee-simptomy-i-vidy-lecheniya.html

Дизартрия (нарушение речи): виды у детей и взрослых, методы лечения

Причины дизартрии

Человек – это единственное из живых существ на нашей планете, которое обладает «второй сигнальной системой». Так называется информация, которая «закодирована» в звуках, и организована с помощью речи.

Конечно, сигналы подают и другие обитатели нашей планеты. Целая система «опознавательных знаков» существует, например, у высших приматов и дельфинов.

Но только у человека существует звуковая интерпретация алфавита, с помощью которой можно передать и получить гораздо больше информации, чем существует в наше время.

Для этого и существуют речевые органы – связки, аппарат вокализации, а также мягкое небо, губы и язык. Головной мозг с развитой корой научился настолько тонко регулировать процесс произношения отдельных звуков, слогов и слов, что этот процесс и по сей день остается одним из самых сложно организованных моторных актов, который постоянно контролируется слуховыми воспринимающими центрами.

С раннего детства человек учится общаться с окружающими. Но иногда этот процесс нарушается. У взрослых также встречаются ситуации, при которых возникают длительные или кратковременные речевые нарушения. Это состояние называется дизартрией. Как определяет его медицинская наука?

Что это такое?

Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных протезов также может «шамкать», и во рту у него будет «каша».

Но, как только он вставит зубы, то речь сразу нормализуется.

В случае дизартрии поражаются различные уровни, «заведующие» речью – от корковых зон, где и находятся тела моторных нейронов, и до проблем с иннервацией мышц, которые и «выдают» речь.

Нарушаться может произношение звуков, возникать неправильное дыхание (поскольку без дыхания никаких звуков вообще произнести невозможно), могут появляться расстройства голоса, темпа, ритма речи и многие другие признаки.

Например, назолалия – гнусавость и произнесение слов в «нос».

Всем известная речь позднего Брежнева, которую так успешно пародируют – это не что иное, как дизартрия, только старческая, связанная с нарушениями стволового и коркового кровообращения.

Дизартрия – нарушение речи, при котором она все-таки существует, пусть и в дефектном виде. В том случае, если речь полностью отсутствует – то говорят об анартрии.

Анартрия – это тяжелое приобретенное состояние, которое часто возникает после инсультов и тяжелых травм.

А вот в том случае, если малыш, например, в неполноценной семье, будучи больным ребенком, так и не научился говорить – то говорят о таком диагнозе, как алалия. Это специальный, «логопедический» диагноз.

Я специально немного отклонился от темы, чтоб показать — существует много разновидностей речевых нарушений. По каким причинам может возникать дизартрия у детей и взрослых?

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

У взрослых, как правило, случается внезапное заболевание, которое не может остаться незамеченным. Именно оно и приводит к дизартрии. Это тяжелые инсульты, клещевой энцефалит, ушибы головного мозга, после которых пациент долгое время находится без сознания.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи).

Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам.

Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость ой мускулатуры не позволяет общаться.

Симптомы и формы дизартрии

Мы уже коснулись кратко различных форм болезни. Обобщим информацию. Существует как центральная, так и периферическая форма дизартрии. К центральным относится:

  • Стволовая форма (инсульты, ДЦП). Поражается ствол мозга.

Для этой формы характерно отсутствие рефлексов (например, рвотного). Мимические мышцы не работают, тонус мышц ротовой полости и языка снижен. По сути, это – периферический паралич. Есть нарушения глотания и жевания, поперхивание, возникает афония. Все согласные звуки не различаются, а гласные получаются в виде мычания.

  • Псевдобульбарная дизартрия.

При ней поражаются проводящие моторные пути от коры до ядер черепно-мозговых нервов, которые «заведуют» речью.

Это лицевой нерв (мимическая мускулатура), тройничный (жевательные мышцы, чувствительность кожи и слизистых полости рта), языкоглоточный, блуждающий и подъязычный (движения языка, неба, ых связок).

Речь также смазанная, с грубым нарушением свистящих и шипящих звуков, и имеет носовой оттенок («брежневская речь»). Язык «не слушается» во рту. Очень трудно переключить одну артикуляционную позу на другую, есть склонность к стереотипии;

  • Экстрапирамидный вариант (при тиках, треморе, болезни Паркинсона, хорее).

Связан с изменением тонуса мышц, появляются бессознательные речевые автоматизмы, мимические нарушения. Иногда возникают непроизвольные выкрики, сознательный контроль над функцией речи ослаблен. Ритмика речи страдает, часто возникают заикания, дрожание голоса;

  • При поражениях мозжечка (нарушается координация в работе мышц).

Мозжечковая дизартрия часто проявляется толчкообразной, «скандированной» речью. Это не что иное, как интенционный тремор, только не пальцев рук, а речевых мускулов. Такие эпизоды речевых «толчков» перемежается невнятной и замедленной речью, часто есть признаки органической мозжечковой симптоматики.

  • При нарушениях коры, когда нарушаются поля нейронов, отвечающих за двигательные речевые реакции (например, при субдуральном кровоизлиянии).

Эта форма напоминает моторную афазию при инсульте, но, в отличие от афазии, человек может читать, писать, и понимать письменную речь. Нарушается артикуляция, трудно использовать характерные позы языка и губ, при этом все нервы и мышцы, координация движений, сила и тонус вокального аппарата, языка и губ полностью сохранны.

Степени тяжести заболевания

Как и любой другой диагноз, дизартрию классифицируют по степени расстройства. Это удобная классификация для ее использования в лечебной практике:

  • Скрытая форма, которую может выявить только специалист при обследовании и тестировании. Коммуникативные навыки и общение не страдают;
  • Вторая степень – вербальное общение сохранено, но трудности и дефекты заметны окружающим;
  • Третья степень. Для полноценного общения нужен с пациентом специальный навык, поэтому только близкие понимают больного, а посторонние люди – частично и не всегда;
  • При четвертой степени можно ставить диагноз анартрии. Даже много лет совместно проживающие близкие люди не понимают речи больного.

О стертой дизартрии у ребенка

Стертая форма дизартрии, на первый взгляд, вовсе и не кажется таковой: ведь малыш говорит, что еще надо? Но, если побеседовать с ребенком логопеду, то можно заметить следующие признаки:

  • Назолалия (речь в нос), нарушение интонации;
  • Обеднение артикуляции, отсутствие речевого выражения и экспрессии;
  • Недостаточные движения губами;
  • Наличие плохой дикции, речь становится смазанной, у ребенка «каша во рту»;
  • Дети с такой формой нарушения речи сознательно обедняют свои фразы, используя простые и односложные слова;
  • У ребенка понижена способность к подражанию и речевой фантазии: он затрудняется при просьбе повторить голоса животных, вой ветра, скрип двери, или эти попытки выходят неудачными;
  • Поскольку у таких детей мало развиты мышцы ротовой полости и языка, так как они мало упражняются речью, у них есть проблемы с жеванием тех продуктов, которые этого требуют: яблоко, морковь, мясо или хлебные корки. Они стараются или избавиться от этого продукта, либо просто складывают пищу за щекой.

Диагностика стертой формы дизартрии может быть проведена с учетом вышеизложенных симптомов даже не логопедом, а внимательными родителями, которые замечают, что ребенок испытывает трудности при речевом контакте, и старается либо уйти от него, либо общаться крайне просто – «да» и «нет». Это не нужно принимать за «краткость – сестру таланта», а следует больше заниматься с ребенком, а в случае неудачи – своевременно обратиться к специалисту – логопеду.

Современные способы лечения

Лечение дизартрии у детей начинается не с визита к логопеду и постоянным занятиям с ним, а с родительской заботы и внимания. Нужно помнить родителям, что развитие правильной речи получает мощный импульс, если развиваются остальные мышечные группы. Так, нужно уделять внимание следующему:

  • Детей нужно приучать летом к катанию на велосипеде, в том числе – двухколесному, игра в прятки, скаканье на скакалке и «кузнечике», совместные игры в бадминтон, настольный теннис. Это замечательно стимулирует мозжечок. Зимой актуально катание на коньках и на лыжах;
  • Занимайтесь с детьми рисованием, лепкой, складыванием мозаики, или конструктора «лего»;
  • При этом не забывайте общаться с ребенком, называйте правильно разные предметы, рассказывайте сказка и разные истории. Фантазируйте. Важна активность ребенка: пусть он дорисует окончание истории, и перескажет рисунок словами;
  • Если ребенок достиг школьного возраста, обращайте внимание на его письменную речь – попробуйте посостязаться с ним на самую красиво нарисованную букву. Пусть он одной рукой нарисует круг, а другой – квадрат;
  • Больше читайте вслух на пару с ребенком, выбирая интересные истории;
  • Давайте ему здоровую еду, которую нужно хорошо пережевывать, не балуйте его «кашками» из жалости. Это приводит к более долгому сроку существованию речевого дефекта.

В том случае, если логопед счел нужным заниматься с вашим ребенком – это нужно проводить регулярно. В арсенале логопеда есть специальные способы гимнастики, различные игры. Высокоэффективен логопедический массаж при дизартрии, который проводится регулярно.

О лекарствах

Чтобы скорректировать незначительные нарушения речевого развития у ребенка, не нужны никакие лекарственные препараты, тем более что ни один из препаратов не может вылечить нарушения речи. Лекарственные препараты могут улучшать метаболизм клеток мозговой ткани, кровообращение, нормализовать в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения.

Но эти препараты назначают врачи: детский невролог совместно с логопедом. Не стоит браться за самолечение: ведь можно маленькому пациенту дать вместо успокаивающего препарата активизирующий, и наоборот. Поэтому должен за дело браться врач.

О лечении дизартрии у взрослых

Нарушениями речи у взрослых, которые возникли вследствие болезни, например, инсульта, занимается уже специалист – логопед для взрослых. Эта специальность называется афазиология. Работать с пациентами после инсульта, восстанавливать речь, письмо и восприятие, как устной, так и письменной речи – это работа афазиолога.

Поскольку при инсультах, кровоизлияниях, травмах часто развивается органическое поражение центральной нервной системы, и даже гибель нейронов и проводящих путей, то необходимо создать связи с другими нервными клетками, которые остались целы, но «не занимались» речью. Для этого нужно терпение, спокойствие и целенаправленное желание.

Восстановление речи, как и вообще, восстановление после инсультов нужно начинать как можно раньше: не имеет никакого смысла браться за это дело через год: начинать занятия с афазиологом нужно при нормализации сознания, несмотря на стойкие нарушения понимания и моторики речи. Только тогда результаты занятий будут удовлетворительными, и принесут вам пользу и радость общения.

Источник: https://zdrav-lab.com/dizartriya-vidy-i-lechenie/

Дизартрия – причины, формы, диагностика, лечение

Причины дизартрии

Дизартрией называют расстройство речи, когда больной не выговаривает отдельные слова или звуки. Данное заболевание появляется в результате поражения определенных частей мозга, ых связок, некоторых мышц лица. Также, дизартрия может возникнуть при отсутствии зубов, заячьей губе или других похожих болезнях.

Кроме затрудненной возможности произношения, у больного часто появляется нарушение письма, ведь он не может четко проговорить конкретные звуки или слова. В самых сложных случаях, окружающие практически не понимают больного, что становиться причиной отчуждения от общества и замедления развития.

Дизартрия причины

Одним из главных факторов возникновения данного заболевания является плохая иннервация речевого аппарата, появляющаяся в результате дефектов мозга человека. Он не может выговорить слова или звуки не потому, что не умеет, а потому, что у него недостаточно подвижен язык, губы или небо.

Дизартрия у взрослых людей далеко не всегда сопровождается распадом речи, то есть не сказывается на восприятии звуков или нарушении письменности.

Но заболевание у детей, если не уделить должного внимания его лечению, стает причиной нарушения чтения и письма.

Голос ребенка становиться невнятным, характерен сбитый ритм дыхания, несвойственное увеличение или понижение ритма речи и так далее. Те или иные проявления заболевания положены в классификацию форм болезни:

  1. Стертая. Выражение болезни нечеткое, поэтому ее часто путают с другими, например, диспалия. Но от нее дизартрия отличается неврологической симптоматикой.
  2. Выраженная. Речь больного становиться абсолютно непонятной для окружающих, она нечленораздельная. Часто изменяется голос, сбивается интенсивность дыхания.
  3. Анартрия. Человек с данной формой заболевания полностью теряет возможность разговаривать.

Причинами дизартрии называют также те, которые влияют на плод в утробе матери. Это может быть сильный токсикоз, плохое развитие плаценты, вирусные заболевания, нарушение родов, мозговые кровоизлияния и так далее.

Дизартрия может быть легкой и тяжелой. В первом случае незначительно нарушается моторика, произношение звуков. Речь можно распознать, но она является нечеткой. Второй случай является первопричиной развития ДЦП.

У взрослых людей заболевание появляется в результате нарушений сердечно-сосудистой системы, опухолей мозга, болезней генов, нервной системы, склероза и паралича. Иногда дизартрия появляется и при травмах головы, передозировке лекарствами, сильным злоупотреблением алкоголя или наркотиков.

перейти наверх

Дизартрия лечение

Комплекс лечебных процедур направлен на развитие нормального произношения, которое будут легко понимать другие люди, что положительно сказывается на письме и чтении. Проводиться комплексная терапия, в которую включается работа логопеда и прием лекарственных препаратов. В качестве последних назначают ноотропы, стимулирующие умственную активность, улучшают память.

Лечение дизартрии включает и физиотерапию. Полезной является специальная физкультура мышц лица. Проводиться массаж щек, губ, челюсти, которые улучшают мышечный тонус. Первые сеансы массажа длятся около 2-х минут, в дальнейшем они увеличиваются до 15. Уделяется должное внимание дыхательной гимнастике.

Ребенок должен сам понять и захотеть вылечить себя. Для этого он должен самостоятельно стоять перед зеркалом, чтобы видеть движения языка и губ при неправильном произношении.

перейти наверх

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.