Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Дизартрия

Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой.

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм.

Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза.

Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития.

В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи.

В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Корковая дизартрия: причины и симптоматика

Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Корковая дизартрия – это расстройство речевой артикуляции, вызванное нарушением центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов. Патология затрагивает церебральную кору головного мозга.

При возникновении болезни можно наблюдать характерные симптомы, такие как утрата членораздельности речи, нарушение ритма и темпа разговора, замена отдельных звуков, а также гипертонус мышц лица.

При появлении заболевания важно пройти профессиональную диагностику для того, чтобы улучшить своё самочувствие. Только после проведения обследований врач сможет назначить лечение для нормализации функции речевого аппарата.

  • 1. Причины
  • 2. Симптоматика
  • 3. Методы диагностики
  • 4. Лечение

Причины

При корковой дизартрии важно определить первопричину заболевания, чтобы можно было подобрать индивидуальную схему лечения. Следует рассмотреть основные провоцирующие факторы, чтобы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Основные причины:

  • Травмы черепно-мозговой коробки. Нарушение речи может возникнуть при открытых повреждениях, при которых происходит вдавливание костей черепа. Также к патологии могут привести ушибы и сотрясение головного мозга.
  • Опухоль головного мозга. Новообразования способны приводить к сдавлению головного мозга. Из-за этого могут появиться расстройства речи, для устранения которых важно избавиться от опухоли.
  • Инсульты. При ишемическом инсульте нередко возникают проблемы с речью, связано это с гипоксией корковых нейронов. При геморрагическом инсульте сдавление головного мозга происходит из-за накопившейся крови. Если не восстановить быстро церебральный кровоток, произойдёт нарастание внутримозговой гематомы с последующей гибелью нейронов, отвечающих за артикуляцию.
  • Перинатальная патология. Часто корковая дизартрия возникает у людей ещё в период внутриутробного развития. Болезнь появляется из-за гипоксии плода, перенесённой матерью инфекции, травм головы, полученных при появлении на свет. Также повышают вероятность возникновения артикуляционных расстройств стремительные и затяжные роды.
  • Воспалительные заболевания. Даже корь, ОРВИ, герпес и краснуха могут привести к такому осложнению, как корковая дизартрия. Также болезнь возникает из-за отита, синусита и абсцесса. У человека наблюдается набухание мозговых оболочек и отёчность церебрального вещества. Из-за этого сдавливаются корковые области и питающие их сосуды, возникает дисфункция нейронов, принимающих участие в регуляции артикуляционного процесса.

При обращении к врачу удастся однозначно понять, с чем именно приходится иметь дело. После выяснения первопричины врач сможет назначить правильное лечение. При этом человеку обязательно следует знать симптомы, потому как в этом случае удастся сразу после их возникновения обратиться к доктору. Чем раньше начать лечение, тем больше будет шансов избавиться от болезни.

Симптоматика

При корковой дизартрии происходит нарушение в произношении большинства звуков. Наблюдаются проблемы с артикуляцией, при этом голос и дыхание остаются без изменений. Ребёнку тяжелее освоить навыки письма, чтения и понимания речи. Пациент нередко пропускает или заменяет звуки, из-за этого его слова становятся неразборчивыми для окружающих.

При корковой дизартрии наблюдается нарушение темпа речи, а также ритма. В разговоре нет плавности, несовершеннолетний растягивает слоги и слова, будто пытаясь их из себя выдавить. Ребёнку тяжело управлять своими губами и языком, потому как происходит расстройство иннервации мускулатуры, которая участвует в произношении звуков.

Главные проявлениякорковой дизартрии:

  • Слишком медленный темп речи.
  • Пропуск или замена звуков.
  • Речь становится гнусавой, словно человек говорит «в нос».

Данная форма дизартрии негативно сказывается на общем состоянии центральной нервной системы несовершеннолетнего.

Из-за болезни можно наблюдать различные осложнения, такие как недостаток словарного запаса, пониженная концентрация внимания, ухудшение память.

Если ребёнок ранее не умел читать и писать, тогда ему будет сложно освоить данные навыки. Присутствуют психоэмоциональные и двигательные расстройства.

У совершеннолетних пациентов на фоне корковой дизартрии возникает депрессия. Связано это с возникшими проблемами с коммуникацией. Человек способен разговаривать только с ограниченным кругом людей. Посторонние его не понимают из-за нарушения речевой функции.

Корковая дизартрия должна быть своевременно диагностирована, чтобы была возможность восстановить речь. Понадобится обратиться к врачу для того, чтобы пройти профессиональную диагностику и подобрать подходящую схему лечения.

При лёгких формах болезни выше вероятность полностью восстановить речевую функцию.

Методы диагностики

Корковая дизартрия у детей в возрасте до 2 лет определяется при снижении речевой активности. При этом диагностировать болезнь у младенцев значительно сложнее, чем у взрослых людей. Все пациенты направляются на различные исследования, по итогам которых можно сделать вывод о состоянии здоровья. Только врач будет решать, на какие обследования направить конкретного человека.

Способы диагностики:

  • Консультация логопеда. Врач сможет выявить речевое напряжение и артикуляционные нарушения. Во время исследования устной речи у ребёнка наблюдается замена звуков, выпадения различных фонем. При этом содержание предложений не нарушается, также не становится хуже речевое дыхание.
  • Консультация невролога. У пациента наблюдается асимметрия лица, парез мимической мускулатуры и мышечный гипертонус языка. Присутствует апраксия артикуляционного аппарата, трудности при выполнении различных действий.
  • Нейровизуализация. Применяются КТ и МРТ головного мозга, при помощи которых можно выявить причину заболевания. Это могут быть новообразования, инсульты, воспалительные процессы, гематомы. Обследования позволяют оценить состояние головного мозга с разных ракурсов. Если присутствуют патологии, спровоцировавшие корковую дизартрию, они будут выявлены.
  • Люмбальная пункция. Проводится при подозрениях на воспалительный или инфекционный процесс. При ней выполняется забор ликвора. Исследование спинальной жидкости выявляет воспаления. При необходимости удаётся определить вид возбудителя инфекции.

Корковая дизартрия должна быть дифференцирована от других расстройств речи. По результатам исследования врач подтвердит наличие заболевания и определит степень.

В обязательном порядке будет назначено лечение, которое позволит восстановить речевую функцию. Пациент должен настроиться на длительную терапию и реабилитацию.

Может потребоваться не один год для того, чтобы улучшить произношение слов.

Лечение

При терапии корковой дизартрии потребуется бороться с первопричиной заболевания. Допустим, при инсульте необходимо восстановить кровообращение и нормализовать функции головного мозга. При инфекциях понадобится бороться с возбудителем, который поразил головной мозг. Лечение подбирается индивидуально в зависимости от того, какая патология привела к расстройству речи.

Корковая дизартрия лечится комплексными методами:

  • Медикаментозная терапия. Приём препаратов требуется для повышения активности обмена веществ в центральной нервной системе. Лекарственные средства помогают восстановить утраченные функции. Используются ноотропные средства, нейрометаболиты, медикаменты для нормализации церебральной гемодинамики. По показаниям назначаются седативные препараты и антидепрессанты для улучшения психического и эмоционального состояния пациента.
  • Занятия с логопедом. Специалист должен заниматься коррекцией речи, причём восстановление функции должно происходить на ранних этапах заболевания. Понадобится мотивировать больного, чтобы ему было проще справиться с патологией. Специалист будет выполнять логопедический массаж, который расслабляет мышцы и улучшает речь. Помимо этого, человеку предстоит выполнять артикуляционную гимнастику, конкретные упражнения подбираются в зависимости от состояния пациента. Медицинский специалист будет развивать мелкую моторику у пациента, а также ставить трудные в произношении звуки. Подобранные упражнения должны выполняться не только в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях без специалиста.
  • Общая реабилитация. Человеку с нарушением речи показана рефлексотерапия, массаж тела, лечебная физкультура для развития конечностей. Потребуется психологическая реабилитация, потому как нарушение речи угнетает человека. Пациенту показаны групповые тренинги и методики для релаксации.

Корковая дизартрия хорошо поддаётся комплексному лечению при условии, что дополнительно устраняется первопричина.

Степень восстановления речевой функции зависит от обширности поражения, от возраста и эмоционального состояния пациента.

Сложнее всего побороть корковую дизартрию, возникшую из-за церебрального паралича, родовых травм центральной нервной системы и пожилого возраста.

Для профилактики человеку требуется предупреждать возникновение травм, а также своевременно лечить заболевания.

Важно тщательно контролировать процесс беременности и родов, чтобы у ребёнка не было нарушения речевой функции. Родителям важно обращать внимание на любые отклонения в состоянии младенца.

Если он не лепечет в возрасте 3-4 месяцев или долго не начинает разговаривать, следует обратиться к врачу.

Бывают разные виды дизартрии: подкорковая, стертая, мозжечковая, псевдобульбарная и др. Для постановки точного диагноза, обратитесь к врачу.

При раннем лечении патологии больше шансов полностью восстановить речь. В тяжёлых ситуациях можно улучшить произношение звуков, при этом дефект всё равно останется. Самостоятельно заниматься лечением не допускается, только квалифицированная медицинская помощь позволит нормализовать состояние здоровья. В обязательном порядке понадобится выяснить, что именно привело к возникновению корковой дизартрии.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/korkovaya-dizartriya.html

Дизартрия это страшно? Диагностика и лечение

Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Классификация

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года.

Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка.

Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Симптомы

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести.

Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи).

Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно.

Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы.

Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.

Диагностика дизартрии включает в себя

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение,  логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение.

Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка.

На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dizartriya.html

Характеристика заболевания подкорковой дизартрии

Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Большинство проблем и заболеваний человека связаны с дисфункцией отделов или участков головного мозга.

Характерные дефекты речи, к числу которых относится и подкорковая дизартрия, принадлежат именно к этой группе.

В зависимости от тяжести поражения коры или ядер, проявления недуга могут быть различными, вплоть до спазмических сокращений мышц речевого аппарата. Обо всем этом более подробно будет рассказано в настоящей статье.

Что такое подкорковая дизартрия

Дизартрией называют проблемы с произношением, выражающиеся в нарушении нормальной работы мышц артикуляционной группы. Подкорковая разновидность непосредственно развивается на почве поражения определенных участков коры и нервных связей, их соединяющих. Другое название – экстрапирамидная (гиперкинетическая).

Данная система отвечает за тонкую координацию быстрых, высоко координированных движений, она же обеспечивает управление мышечными волокнами, включая точную последовательность и рефлекторность в сложных группах моторных действий.

Характерные признаки дизартрии проявляются в расстройстве тонуса мускулатуры:

  • повышенном (гипер);
  • пониженном (гипо);
  • нестабильном (дистонический).

Пациентов с таким заболеванием легко диагностировать по гиперкинезным сбоям в мимике или артикуляции, что, в свою очередь, выражается в спазмических сокращениях, непроизвольной смене тембра (от баса до фальцета), а также громкости голоса (резкие перепады от шепота до крика). Зачастую возникает нестабильность в темпе речи, вплоть до симптомов, близких к заиканию.

Важно. Специалисты, среди прочих, выделяют 2 основных признака подкорковой дизартрии: сбои в мышечном тонусе и гиперкинезы (проявляющиеся в процессе речи).

Неконтролируемые сбои в лицевой и артикулярной мускулатуре способствуют специфичному выражению дисфункции нормального произношения: больной без особых трудностей проговаривает звуки, легко складывает из них слова, но при попытке построения коротких фраз тут же входит в ступор.

Подобная ситуация наблюдается даже в обстановке, не предвещающей срыва: в игровом процессе у детей, ходе общения с близкими, состоянии полного спокойствия. Возникающий спазм блокирует мускулатуру языка, речь может прерваться на полуслове, иногда пациенты издают специфичные горловые (фарингеальные) выкрики.

Диаметрально противоположное проявление недуга – заторможенность, некоторая монотонность речи, увеличенные разрывы между отдельными словами. Переключение артикуляции – резкое и рваное, страдают также тональность и сила голоса. Изредка развитие дизартрии сопровождает ухудшение слуха, что только усугубляет ситуацию.

Какие осложнения может дать болезнь

При подкорковой форме дизартрии прогнозы, в отличии от стертой формы, увы, неутешительные: без применения безотлагательного лечения болезнь будет прогрессировать, мешая нормальной жизнедеятельности и серьезно осложняя общение.

Одной из самых сложных является форма с гиперкинезом мускулатуры: иногда это проявляется в выходе языка из ротовой полости, «гримасами», непроизвольными движениями шеи, головы, корпуса, конечностей.

Такого собеседника тяжело понять и воспринимать адекватно, чаще всего (особенно в случаях с маленькими пациентами) его причисляют к умственно отсталым или психически неполноценным.

Разумеется, данные симптомы способны создать серьезные проблемы для социальной адаптации, коммуникации в общественных местах.

Может выработаться своеобразная заторможенность и неестественная скованность движений: шаркающая походка, поворот всем корпусом, а не отдельных частей тела. Далее лицевые мускулы образуют специфичную маску, работа артикуляционного аппарата и его органов (губ, языка, неба) слабая, вялая.

Речь маловразумительная, бедная на обычное модулирование, интонации, пациент часто запинается, ему тяжело произносить некоторые фразы и изменять темп речи по своей воле. Тембр голоса искажается, сминаются отдельные фонемы, нарушается нормальное сегментирование предложений и слов.

Симптомы заболевания

При подкорковой дизартрии как и при бульбарной, у детей симптоматика проявляется в нарушениях тонуса мышц артикуляционной группы. Это может быть заторможенность, слишком быстрый темп, но, в любом случае, наблюдаются эпизодические срывы интонации или силы голоса.

Особую проблему для больных дизартрией составляет владение органами речевого аппарата (взаимное положение челюстей, языка, губ, верхнего неба) при создании так называемой артикуляционной позы. В нормальном состоянии это происходит автоматически, а при треморе или гипертонусе пациенту нечеловечески трудно управлять мускулатурой и органами речи, участвующими в создании фонем.

Важно. Специалисты делают акцент именно на тонусе мимических мышц рта, языка, положении челюстей. Сам объем движений, необходимый для нормального формирования звуков и связной речи, может оставаться неизменным, как у здорового человека.

Неестественные спазмические сокращения мышц (гиперкинезы) диагностируются как по мелкой дрожи (тремору), так и по специфичным червеобразным движениям или достаточно быстрым, неуловимым судорогам определенных групп.

Симптоматика в обычном состоянии (покоя) практически не выражена, иногда проявляются небольшие колебания тонуса до пониженного (гипотонический срыв) или нестабильного (дистонический).

Приступы обычно наступают в состоянии возбуждения (человек как будто захлебывается речью), мгновенно происходит сбой в работе мышц с ярко выраженными проявлениями.

Логопеды, подробно изучавшие заболевание, своеобразно описывают то, что происходит с пациентом: язык деревенеет, как будто сжимаясь в комок, сокращение мускулов притягивает его назад и оставляет в таком положении.

Одновременно возрастает напряжение мышечной группы речевого аппарата, ых связок, дыхательной мускулатуры – пациент буквально не может произнести ни слова, не в состоянии издать ни звука.

Такая картина наблюдается при крайних проявлениях болезни.

В случае более ровного, сглаженного характера развития патологии страдают произношение, речь как будто смазывается, становится тусклой, при этом тембр смещается в сторону носовых призвуков.

Важно. Характерной чертой экстрапирамидной дизартрии считается непостоянное (эпизодическое) проявление симптомов, что затрудняет диагностирование болезни. Показательно наступление приступов при эмоциональном возбуждении пациента.

Диагностика болезни

Подкорковая дизартрия по характеристикам практически не похожа на другие заболевания, только при отдельных спазмических сокращениях мышц могут наблюдаться симптомы, напоминающие заикание. В целом, наблюдаются сбои в работе речевого аппарата в виде:

  • перепадов темпа, тембра;
  • изменениях громкости голоса;
  • неправильной артикуляции;
  • неестественной вялости речи;
  • специфичных судорожных колебаниях мимической мускулатуры.

Часто разговор больного дизартрией звучит монотонно, словно на одной интонации. При этом у разных пациентов симптомы могут варьироваться в широком диапазоне: от замедления, практически остановки речи, до ее лавинообразного ускорения, резкого наращивания темпа.

Иногда искажения касаются гласных звуков в большей степени, чем согласных. Случаются самопроизвольные, спонтанные срывы нормальной громкости голоса на крик, с характерными гортанными обертонами.

И если в обычном состоянии речь звучит вполне разборчиво, то во время приступа она становится маловразумительной, нечленораздельной.

Ломается четкий ритм разговора, говорящий как будто торопится, пытаясь как можно быстрее все рассказать. Больной полностью осознает все проявления своего недуга – более того, это создает для него серьезные проблемы в общении, приводя к замкнутости и сложностям в коммуникации. Изредка возникают проблемы с четкой локализацией звуков высокой тональности.

Профилактика

Комплекс лечебных мероприятий по предупреждению заболевания в детском возрасте следует начинать как можно раньше, буквально с первых месяцев жизни. В данном случае речь идет о пациентах с функциональными поражениями головного мозга в период внутриутробного развития.

Для более позднего возраста рекомендована профилактика нейроинфекций, травм и ушибов головы (включая повреждения головного мозга), недопущение отравлений ядами или токсинами.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/podkorkovaya-dizartriya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.