Нейропсихолог: кто это и что лечит?

Содержание

Что лечит детский нейропсихолог

Нейропсихолог: кто это и что лечит?
06 05 2017      NVL       Пока нет комментариев

Сегодня у нас в гостях – нейропсихолог Татьяна Бузинова с рассказом о своей профессии. Мы поговорим о том, когда и кому нужен нейропсихолог, какие методы он применяет и чем может быть полезен вашему ребенку при подготовке к школе и к жизни.

«Ну, вот наболело, столько лет в профессии, и, наконец, решила высказаться. Сколько можно держать профессиональную позицию, «улыбаться и махать».

Надеясь при этом, что у меня на консультации родители увидят, заметят, поймут, что детский нейропсихолог — это не судья, не какой-то злой дядька или старая тетка, которые сидят в обшарпанном кабинете и ставят, ставят, СТАВЯТ оценки вашему ребенку, вашему родительству, вашим достоинствам, а чаще, недостаткам…

Из недавней беседы с родителями: — Мы ходили к нейропсихологу, выяснилось, что у нас все так плохо.

— А он определил у вас ребенок левша или правша?

— Там не про это было!

От такой обратной связи мой профессиональный мозг взрывается. Ааааа! А вдруг родители уходят и с моих консультаций с ужасом, как у них все плохо и без всякого понимания, что делать? 

Давайте поговорим о том, что лечит нейропсихолог, и, надеюсь, к концу статьи у вас сложится представление, какую неоценимую, порой, волшебную помощь могут оказать представители этой ещё совсем молодой профессии.

Для кого предназначена нейропсихология?

Изначально нейропсихология не рассматривалась как массовая специальность, в отличие, например, от логопедии. Поэтому у неё довольно сложный понятийный аппарат.

Терминология пугает простого родителя и заставляет чувствовать необъятность и особую глубину проблем.

Вы только вслушайтесь: межполушарная асимметрия, тактильный праксис, пространственный гнозис, перцепция, синкинезии, стереотипия и так далее.

Мое искреннее убеждение, что основатель отечественной нейропсихологии А.Р.

Лурия, создавая эту особую область психологии, находя взаимосвязи анатомических структур головного мозга и психических функций к ним привязанных, хотел одного – объяснить, откуда берутся разнообразные проблемы у людей.

И уже зная это, научиться помогать людям преодолевать последствия травм, инсультов и других состояний. Например, человек узнает предмет, а назвать не может, или появляются нарушения речи после инсульта.

Его многочисленные исследования позволили ему описать как протекают психические процессы в мозге, выделнить 3 функциональных блока. Очень эффективной оказалась нейропсихология для детей.

Благодаря этой его теории, я практически каждому родителю «на пальцах» объясняю, что происходит в голове ребенка, когда он «не может учиться». Созданная им наука получила всемирное признание, а его «Маленькая книжка о большой памяти» приобрела в свое время широкую известность. В книге О.

Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», которая в наше время бестселлер, и по ней даже ставят спектакли, описаны феномены, которые смог научно объяснить Александр Романович Лурия!

Какая идея лежит в основе нейропсихологии? Мозг невероятно пластичная структура, с огромными возможностями компенсации. Что это значит? А лишь одно, как только мы поймем в чем проблема (это задача нейропсихолога), мы сможем подобрать упражнения, которые помогут развить эти компенсаторные возможности мозга и тем самым помочь развитию.

Любую ли проблему лечит нейропсихолог? Всё ли можно скомпенсировать? Конечно, как и любой метод, детская нейропсихология и сенсомоторная коррекция имеют ограничения, всех «вылечить» невозможно.

Но у большого количества детей, благодаря сенсомоторной коррекции, открываются новые возможности: учиться в школе, а не дома; в обычном классе; а не коррекционном; повышается эффективность логопедических занятий; решить многие проблемы с общением, с усидчивостью у ребенка.

В каком возрасте надо обращаться к детскому нейропсихологу?

В любом, уже через 40 дней после родов можно говорить многое о сенсомоторном развитии ребенка.

Даже если родители не готовы обращаться к специалисту, настоятельно рекомендую внимательно наблюдать за тем, как двигается малыш, полный ли у него объем движений, есть ли гипертонус или гипотонус в мышцах.

Насторожится если ребенок не уверен в движениях, не может лазить, ползать, ходить, но при этом уже начинает говорить. Гораздо легче все это вспоминается, если мама ведет дневник, особенно если в семье несколько детей.

Очень часто слышу «хвастовство» родителей о раннем созревании ребенка: пошел в 8 месяцев, заговорил фразами в год. Ранняя речь иногда оказывается причиной незрелости эмоциональной сферы ребенка.

Говорить может все, а вот почувствовать, «считать» другого, выразить эмоцию без слов, использовать мимику бывает трудно.

Важно осознанно отслеживать особенности в развитии ребёнка и следить, чтобы не было перекосов.

Чаще всего приходят к нейропсихологу за год до школы. Это оптимальный вариант: определится с ведущей рукой, посмотреть, как развит ребенок, какие могут быть трудности в школе в будущем. И тогда, если потребуется, есть время позаниматься, не перегружая ребенка.

Очень часто на приеме я рекомендую развивать навыки самостоятельности. Дети не умеют обслуживать себя (одеваться, завязывать шнурки, собирать вещи, иногда даже не умеют просится в туалет, потому что окружающие взрослые берут контроль на себя).

Поэтому первый класс в школе становится стрессом: появляется столько новых обязанностей, про которые ребенок и не знал!

Второй по популярности возраст у нейропсихологов – 8-9 лет. Это второй класс или начало третьего.

Знаете, как в басне

«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (перед школой трудности с речью, возбудимостью и прочим откладывались в надежде, что все само наладится),
оглянуться не успела (первый класс пролетел незаметно, проблемы есть, но нет оценок),
как зима катит в глаза» (во 2м-3м классах начались оценки, неуды, проблемы с поведением, отсутствует усидчивость у ребенка).

Стало очевидно, что делать что-то надо. И начинается сочетание школы и коррекции. Результат быстро не наступает, ребенок в стрессе, родители в стрессе, но все занимаются, потому что уже всем очевидно, что помощь нужна.

Причины обратится к нейропсихологу:

1. Ощущение у хотя бы одного из родителей, что они не справляются. Много раз видела, как проблемы «исчезали» сами собой, сразу после того, как мама или папа понимали, что можно ждать от ребенка в определенном возрасте и чего нельзя.

Например, часто встречаю родителей, которые про трехлетку говорят: «математик или гуманитарий, правша или левша», «Он не хочет, но я его заставляю учиться». То есть не справляться можно по-разному: родителям может казаться что их ребенок отстает в развитии, а он просто не соответствует ожиданиям родителей.

Или обратная ситуация, родители не видят трудностей в развитии ребенка, но дискомфорт все равно есть, например, ребенку трудно адаптироваться в коллективе сверстников. У детей школьного возраста – это в первую очередь трудности в обучении. Еще могут быть различные формы поведения у детей, которые могут ставить родителей в тупик.

Например, систематически грызет ногти, ручки и т.д., раскачивается и другие формы навязчивых движений. В этих случаях нейропсихология для детей может быть эффективна.

2. Особенности движения. Ребенок двигается слишком мало или слишком много, разбалансированная походка, часто падает, не может освоить самокат, велосипед, не может определится с ведущей рукой.

Из разговора с родителями: — Он у меня гиперактивный, нам и невролог так написала.

– А почему вы так решили?
— Ну, мы сидели с ним в очереди к неврологу 40 минут, а когда к ней вошли, он уже только что по потолку не ходил… И бабушка, которая с ним сидит пока я работаю, от него очень устает.

3. Жалобы со стороны учителей и воспитателей на невнимательность. Очень часто педагоги видят то, что родители не замечают или, наоборот, у педагогов появляются придирки по независящим от здоровья причинам. Нейропсихолог поможет компетентно разобраться в первопричине таких жалоб, и вы сами в процессе консультации увидите все трудности и достижения вашего ребенка.

4. Чего-то слишком много в жизни ребенка: стрессов, уроков, планшетов, слез, обид, страхов и пр.

Из бесед с родителями
Психолог:  — Вы могли бы позаниматься дома?
Мама (про ребенка 9 лет): — Да, конечно, она как раз по вторникам приходит после занятий довольно рано 19.30, как раз время у нее есть, а в остальные дни мы возвращаемся в 20.30.
— А когда она делает уроки?
— В машине по дороге на тренировку, пока ждет меня в школе, доделывает вечером дома.

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/nejropsiholog-chto-za-zver-i-zachem-on-nuzhen

Детский нейропсихолог, кто это? – Детский центр-сад «Садко»

Нейропсихолог: кто это и что лечит?

» Статьи » Детский нейропсихолог, кто это?

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Детский нейропсихолог – это специалист, чья работа с ребенком и его психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью), поведением строится на знании особенностей и закономерностей развития нервной системы в детском возрасте.

В отличие от врача, детский нейропсихолог не лечит и не назначает лекарств. Он проводит диагностику и коррекционные занятия, и при необходимости помогает ребёнку совместно с медицинскими работниками (неврологом, массажистом, рефлексотерапевтом, фитотерапевтом), проводящими лечебные мероприятия по улучшению мозгового кровообращения, мышечного тонуса, общего состояния здоровья.

У родителей часто возникает вопрос, чем помощь детского нейропсихолога отличается от работы логопеда или психолога общей практики?

Предположим, родители жалуются на то, что ребёнок безграмотно пишет. Вид помощи будет зависеть от причин этого нарушения:

  • если ребёнок пишет с ошибками из-за того, что у него снижена мотивация к обучению, он испытывает стресс из-за конфликтов с одноклассниками или страх при изучении нового материала, ему нужен психолог;
  • если ребёнок неверно воспринимает звуки речи и неправильно их произносит, что и отражается на письме, ему нужна помощь логопеда.
  • если причина в неправильном зрительном восприятии или запоминании образа буквы, несформированности пространственных представлений или недоразвитии моторики, ему требуется нейропсихолог.

Детский нейропсихолог начинает свою работу с диагностики

Это специальная процедура с использованием диагностических проб и методик, в ходе, которой выявляется связь между уровнем развития психических процессов и состоянием определенных участков мозга. По результатам диагностики составляется индивидуальная коррекционная программа, выстраиваемая таким образом, чтобы так называемые слабые звенья подтянулись за счет сильных звеньев.

Коррекционные занятия состоят из набора двигательных и когнитивных упражнений, подобранных исключительно исходя из особенностей развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция осуществляется по «методу замещающего онтогенеза» А.В. Семенович.

Построение программы занятий

Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Сначала занимаемся двигательной коррекцией, позволяющей наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

На занятии с детским нейропсихологом

Начинаем из положения «лёжа». Глазодвигательные упражнения позволяют развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук.

Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь.

А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать….

Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.

Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно!) правую руку, в которой держит игрушку, на сигнал «Выдох» — рука опускается. Для усложнения присоединяем счёт. Счёт обозначает этажи: «Один – два» — это два этажа надо проехать.

Так ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им.

Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом. Упражнение «брёвнышко»

Далее переходим к ползанию, которое также учит ребёнка владеть своим телом. Если ребёнок научился контролировать своё тело, то можно с уверенностью сказать, что он сможет контролировать и своё поведение.

Например, упражнение «Брёвнышко»: ребёнок ложится поперёк комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы они находились на уровне пояса. Это упражнение способствует развитию координации движений.

Впоследствии его письмо будет более ровным, строчки не будут «плавать». Упражнения «Кошечка», «Гусеница» позволяют работать над переключением, распределением внимания.

Завершаем эту часть занятия упражнениями обязательно стоя. Так проходим путь от младенца до ребёнка. Особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Их не сформированность приводит к трудностям при обучении счёту, письму, рисованию, чтению.

Система упражнений отражает формирование пространственных представлений в онтогенезе: от понимания схемы тела, через понимание положения своего тела в пространстве к «квазипространству». В этом блоке используются такие упражнения, например: «Весёлая зарядка», «Прищепки».

Одна из любимых игр детей «Роботы». По сути это двигательный диктант в пространстве. Я прихожу в магазин и собираюсь купить Робота. Предварительно проверяю, как он работает: может ли правильно выполнять мои команды.

Сколько радости в глазах детей, которые прошли испытания и верно выполнили все мои команды!

Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Особое внимание требуется коррекции свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций.

Игра, вызывающая восторг и просьбы поиграть в неё ещё — «Матрёшкино», великолепно работает на развитие мышления, произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность.

  У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что всегда есть выбор.

В детском центре  «садко» мы открыли новое направление — нейропсихологическое сопровождение ребенка

Дети могут пройти нейропсихологическую диагностику и курс по коррекции. Нейропсихологическая диагностика и коррекция может проводиться с детьми в возрасте от 2 до 12 лет.

Наибольший эффект достигается при раннем начале работы (до 10 лет), которая охватывает сенситивные периоды развития различных зон мозга.

В дальнейшем пластичность мозга уменьшается, и положительные результаты занятий менее выражены.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Параллельно с курсом коррекционных занятий многим детям показан курс массажа, контрастный душ, правильный режим питания, а также умеренные физические нагрузки.

Первые сдвиги после коррекционных занятий вы сможете увидеть примерно после 10 – 11 занятий. Продолжительность занятия составляет от 30 до 60 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Программа разрабатывается и проводится индивидуально для каждого ребенка.



Источник: http://sad-ko.ru/publikatsii/detskiy-neyropsiholog-kto-eto

Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

Нейропсихолог: кто это и что лечит?

В последнее время детская нейропсихология получила большую популярность.

Ее даже начали включать в психологическую службу некоторых образовательных учреждений.

Давайте же подробно разберемся, что это такое и зачем вообще нужно.

Как проводить психологические игры для подростков? Узнайте об этом из нашей статьи.

Детская нейропсихология — что это такое?

Детская нейропсихология — это наука, область деятельности которой заключается в исследовании формирования мозговой организации психических функций ребенка, а также исследует развитие мозговых механизмов (нормальное или имеются нарушения).

Она также включает в себя диагностику и коррекционное лечение, если есть такая необходимость.

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации;
  • отставание в освоении материала школьной программы;
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета;
  • повышенная активность или, наоборот, вялость;
  • повышенная тревожность и нервозность;
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения;
  • тики и заикания;
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус;
  • плохое или недостаточное развитие моторики;
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологический синдром — это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

  1. Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  2. Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.

    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

Нарушения функциональности височных отделов

Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

Недостаточности затылочных отделов

При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

Недостаточности лобных отделов

Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, «я играю», «хочу гулять», «я поел», то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

Детский нейропсихолог — кто это и что он лечит?

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);
  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению);
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи;
  • неопрятность, несамостоятельность;
  • неловкость и неуверенность в движениях;
  • медлительность и быстрая утомляемость;
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность;
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

В каком возрасте лучше приводить ребенка к специалисту?

К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

В чем заключается лечение?

В нейропсихологии лечение не подразумевает прием медицинских препаратов. Вместо них используют нейрокоррекцию. Она состоит из двух компонентов:

  • двигательный (упражнения и деятельность, напоминающие лечебную физкультуру);
  • когнитивный (задания на интеллект — упражнения напоминают работу с дефектологом или логопедом).

Благодаря включению в нейрокоррекцию и двигательных, и когнитивных упражнений, коррекционная деятельность носит комплексный характер, так как работа происходит сразу со всеми сферами.

Задания направлены на то, чтобы перестроить деятельность мозга ребенка так, чтобы у него улучшились моторные навыки и работа памяти, стало меньше ошибок в учебе, развилась внимательность и усидчивость.

Это достигается за счет того, что получают активное развитие те участки мозга, которые получили недостаточное развития.

Часто наблюдается и появление функций, ранее отсутствующих и не проявляющих себя совсем.

Но для того, чтобы нейрокоррекционная деятельность приносила такие результаты, специалист должен обладать достаточными знаниями для составления правильной программы и подбора правильных заданий.

Таким образом, детская нейропсихология способна скорректировать развитие ребенка, направить его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие на верный курс.

Как избавить своего ребенка от компьютерной зависимости? Читайте об этом здесь.

Что такое нейропсихология? Узнайте об этом из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/nejropsiholog-detskij-chto-lechit.html

Нейропсихолог: что это за специалист и чем он занимается

Нейропсихолог: кто это и что лечит?

Нейропсихолог – специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики.

Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия).

В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.

В современном обществе нейропсихолог ассоциируется только с маленькими пациентами, но не совсем корректно этого специалиста относить только к детям.

Во-первых, это не врач, а клинический психолог, дающий консультации клиентам.

Во-вторых, такие специалисты занимаются и с взрослыми людьми, обследуя их, выявляя, какие функции головного мозга у них пострадали в результате травм, болезней и других поражений нервной системы.

Контингент клинического психолога

Нейропсихолог или клинический психолог, помогает понять, как у каждого человека работают высшие функции головного мозга. Он знает, как они должны работать в норме, исследует, как они работают в патологическом состоянии. Этот специалист проводит коррекционную работу с таким контингентом:

  • дети, страдающие ДЦП;
  • дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения — к таким маленьким пациентам относят невнимательных, отвлекаемых, слишком активных, вспыльчивых деток;
  • дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;
  • дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;
  • умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.

Не только с патологиями призваны работать клинические психологи. Нейропсихология актуальна и в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.

С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?

Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:

  • ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
  • при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
  • если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
  • когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
  • у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
  • повышенная активность в движениях;
  • неловкость движений, неуверенное поведение;
  • нарушения развития речи;
  • эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
  • если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
  • взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.

Методы исследования в нейропсихологии

Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически.

Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка.

Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).

С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.

На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы.

Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов.

Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.

Что пригодится для диагностики у клинического психолога?

  • тетради школьника;
  • медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
  • результаты неврологического обследования.

Результаты обследования

Специалист после встречи с ребенком определяет, как работают все его психические функции. Результаты могут свидетельствовать о норме, отклонении от нормы или патологии работы головного мозга или нервной системы.

В нейропсихологии существуют специфические синдромы – это выраженные нарушения какой-либо функции психики, закономерность физиологического нарушения работы головного мозга и проявления психических функций.

В зависимости от локализации поражения мозга выделяют:

  • синдромы корковых поражений головного мозга;
  • синдромы поражения подкорковых структур;
  • синдромы поражения глубоких структур мозга.

Клинический психолог оценивает нарушения функций, анализируя данные об области поражения мозга. Если страдают височные отделы коры левого полушария, ребенок будет испытывать проблемы с восприятием речевого слуха.

Нарушения зрительного восприятия и праксиса возникают при поражениях вторичных корковых структур затылочно-теменных и затылочных отделов головного мозга.

Нарушения третичных корковых полей теменной, височной и затылочной области сопровождается сложностями ориентации в пространстве, нарушениями понимания сложных предложений.

Клинический психолог по результатам исследования, определения нейропсихологического статуса человека и наличия синдромов, разрабатывает коррекционные занятия. На занятиях предлагаются обучающие и развивающие методики для восстановления нормальной работы всех функций головного мозга.

В некоторых случаях применяется нейропсихологическая реабилитация – методы, направленные на поиск компенсаторных механизмов головного мозга при поражении разных его структур. Это уже не просто развивающие занятия со специалистом, но обучающие и восстанавливающие методы для нормальной работы всех психических функций.

Клинический психолог не является медицинским специалистом, он не назначает лекарства, не проводит лабораторные исследования и использует неинвазивные методы определения причин нарушений ВПФ (высших психических функций).

Обычный психолог работает с внутренними установками ребенка, особенностями его характера и темперамента. Он не может соотнести физиологические и функциональные нарушения мозга.

И только нейропсихологу удается объединять в себе врача по постановке диагноза и психолога по методам его коррекции.

Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/234-nejropsixolog.html

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Нейропсихолог: кто это и что лечит?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны.

Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д.

Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д.

Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный.

В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Источник: http://karkusha.su/chto-delaet-detskiy-neyropsiholog-zachem-on-rebenku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.