Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

Содержание

Детская Лечебная Физическая Культура

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

Адекватная физическая  активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.

При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.

Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:

  • сформировать осанку;
  • развить мышечный корсет спины;
  • обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
  • устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
  • скорректировать плоскостопие;
  • нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.

ЛФК оказывает позитивное влияние на детей, страдающих заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, проблемами с пищеварением и ожирением,  нарушениями в развитии или травмами опорно-двигательного аппарата.

Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.

Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям.

Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.

Особенности детской ЛФК

При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:

  • возраст;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • психическое состояние;
  • общее физическое состояние.

Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.

Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.

Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:

  • кривошея;
  • плоскостопие или косолапость;
  • ДЦП.

Важно!

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Противопоказания

Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:

  • острые заболевания;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • нарушения сердечного ритма;
  • кровотечения;
  • злокачественные образования.

Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.

Разновидности упражнений

Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:

  • предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
  • нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.

При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.

В дополнение различают следующие виды движений:

  • дыхательные;
  • рефлекторные;
  • координационные;
  • растягивающие;
  • расслабляющие;
  • коррегирующие.

Важно грамотно комбинировать все виды упражнений для гармоничного развития организма ребенка.

Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.

Правила при занятиях ЛФК

Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:

  • постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
  • отсутствие боли при движениях;
  • проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
  • занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
  • разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
  • приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.

Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.

Например, при кифозе показано растяжение грудной клетки и укрепление плечевого пояса, а при сколиозе гимнастика должна быть направлена на работу с позвоночным столбом и создание поддерживающего его корсета.

Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

  • установка правильного положения тела;
  • ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
  • ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
  • поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
  • попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
  • стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
  • из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
  • приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
  • подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
  • подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
  • лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
  • по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
  • прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
  • лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
  • стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
  • поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
  • выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
  • ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.

При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.

Упражнения при плоскостопии

Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • разминка;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном крае стопы;
  • ходьба с поджатыми пальцами;
  • удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
  • ходьба по гимнастическому бревну.

Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий

Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:

  • действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
  • действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
  • стимуляция ползания.

Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:

  • сгибание и разгибание рук и ног;
  • скрещивание и разведение рук;
  • перевороты на живот и обратно;
  • поощрение ребенка тянуться за игрушкой.

Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.

Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.

Численность групп не должна превышать 6 человек.

Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.

Количество упражнений  и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка.

Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время.

Для школьников младших классов рекомендованы  занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.

Источник: https://Fiziotera.ru/detskoe-lfk/

Методика и дозировка физических упражнений в ЛФК

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

  • Индивидуальный подход к больному в соответствии с его двигательными возможностями и состоянием.
  • Сознательность – осмысленное отношение больного к предлагаемым физическим упражнениям, непосредственное активное участие самого больного в процессе выполнения физических упражнений и контроля правильности их выполнения, что достигается умелым объяснением методиста.
  • Наглядность – показ физических упражнений в сочетании с объяснением.
  • Систематичность – регулярность занятий с постепенным и последовательным повышением нагрузки: от простых упражнений к более сложным, от известного к неизвестному (на каждом занятии включать одно сложное новое упражнение или 2 простых).
  • Принцип закрепления навыков – заниматься физическими упражнениями постоянно, чтобы не утратить достигнутые результаты.
  • Цикличность чередование упражнений с отдыхом.
  • Гигиеническая (утренняя) гимнастика подготавливает организм к дневной активности после сна, который снижает активность нервных процессов и мышечное напряжение. Во время сна становятся реже пульс и дыхание, снижается активность нервных процессов, замедляется перистальтика кишечника, затормаживаются процессы пищеварения, снижается обмен веществ. Гигиеническая гимнастика предназначена для активизации всех этих процессов. Занятия проводятся до завтрака при отсутствии противопоказаний (определяет врач) в проветренном помещении в легкой, не стесняющей движений одежде, в течение 15-20 минут, желательно под аккомпанемент музыки.Комплекс гимнастики состоит из 10-15 упражнений из различных исходных положений для всех мышечных групп, включая упражнения на координацию, гибкость, расслабление, корригирующие осанку, самомассаж. Нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья, возрасту, полу, физическому развитию. Для мужчин рекомендуют включать силовые упражнения: с гантелями, эспандерами, с умеренным статическам напряжением; для женщин – упражнения на развитие гибкости, укрепление мышц брюшного пресса, тазового дна; пожилым следует избегать силовых упражнений, широко использовать дыхательные упражнения и на расслабление мышц, самомассаж головы и шеи для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга, детям необходимо включать упражнения для коррекции осанки, на развитие гибкости, координацию движений и равновесие.
  • Лечебная гимнастика – основная форма, включающая и самостоятельные занятия больными (дробная нагрузка), в которой применяются преимущественно гимнастические упражнения с лечебно-профилактической целью.
  • Прогулки (пешеходные, на лыжах, велосипедах, лодках).
  • Ближний туризм – походы на 1-3 дня снижают напряжение нервной системы, улучшают вегетативные функции.
  • Оздоровительный бег (трусцой), во время которого задействована вся скелетная мускулатура и нервная система испытывает значительное напряжение.
  • Индивидуальный (с тяжелыми больными).
  • Групповой (по принципу единого характера заболевания или травмы и уровню функционального состояния организма).
  • Самостоятельный.

Каждое занятие включает три раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (разминка) состоит из нескольких общеразвивающих упражнений, последовательно охватывающих все мышцы, занимает 10-20% общего времени. Основной раздел занимает 60-80% всего времени, состоит из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, которые обязательно чередуют с общеразвивающими упражнениями. Заключительный раздел занимает 10-20% общего времени. Нагрузку постепенно снижают с целью нормализации повышенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (медленная ходьба в сочетании с углубленным дыханием).

Режимы движений устанавливает лечащий врач строго индивидуально.

Для стационаров

Режим I

  • Строгий постельный режим назначают тяжелым больным – легкий массаж, пассивные упражнения для конечностей с неполной и полной амплитудой движений 2-3 раза в день по 5-10 минут и каждый час глубокое статическое дыхание.
  • Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии пациента. Разрешают активный прием пищи и активный туалет, самостоятельные повороты на бок, переход в положение сидя в постели 2-6 раз в день по 5-40 минут, элементарные упражнения для конечностей с дыхательными упражнениями.

Режим II

  • Полупостельный (палатный) – пребывание в палате вне постели сидя 50% времени, передвижение по этажу, медленная ходьба (со скоростью 60 шагов в минуту) на расстояние 100-150 м. Лечебная гимнастика выполняется по индивидуальным показаниям: в исходном положении лежа, сидя, стоя, можно с предметами массой до 0,5 кг. Постепенно включают упражнения для мышц туловища. Продолжительность занятий – 20-25 минут.

Режим III

  • Свободный – прогулки в пределах больницы, на расстояние до 1 км со скоростью с отдыхом через каждые 200 м со скоростью 60-80 шагов в 1 минуту. Занятия проводят в зале ЛФК в течение 25-30 минут. Используют предметы массой до 1 кг, игры.

Частота пульса у взрослых не должна превышать у взрослых 108 и у детей – 120 ударов в 1 минуту.

Для поликлиник, санаториев и на курортах

  • Щадящий (для истощенных, переутомленных и выздоравливающих) – аналогичен свободному режиму. Также разрешают дозированную ходьбу по ровной местности на расстояние 1,5-3 км в медленном и среднем темпе, отдыхая через каждые 10-20 минут, плавание с использование поддерживающих средств в течение 10-20 минут.
  • Щадяще-тренирующий – физическую нагрузку усложняют, выполняют упражнения в течение 30-45 минут, с предметами (массой до 3 кг), на снарядах. Назначается дозированная ходьба по ровной местности в среднем и быстром темпе в течение часа на расстояние до 4 км, терренкур с подъемом 5-10 градусов на расстояние 2-3 км в течение 1 часа с отдыхом через каждые 10-15 минут, плавание в течение 10-30 минут. Используют катание на лодках с греблей, волейбол, бадминтон, теннис.
  • Тренирующий режим назначают лицам без выраженных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, то есть практически здоровым людям. Физическая нагрузка большая, назначают дозированную ходьбу и бег. Спортивные игры проводят по общим правилам. Допустимо учащение пульса до 120-150 ударов в 1 минуту (у пожилых до 120-130 ударов в 1 минуту), повышение систолического артериального давления до 150 мм рт. ст., снижение минимального – до 55 мм рт. ст.

Лечебная физкультура показана почти при всех заболеваниях.

Общими противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

  • общее тяжелое состояние больного;
  • опасность возникновения кровотечения;
  • нестерпимая боль при выполнении физических упражнений;
  • лихорадочные и острые воспалительные заболевания;
  • злокачественные опухоли.

Назначает ЛФК лечащий врач, врач-специалист по ЛФК выбирает методику, определяет характер занятий, дозировку и контролирует исполнение физических упражнений. Процедуры проводят инструкторы ЛФК, руководствуясь рекомендациями врача относительно характера заболевания.

Величина физической нагрузки должна соответствовать состоянию больного и его физическим возможностям. Общая интенсивность физической тренировки зависит от индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке.

В подборе и применении общеукрепляющих и специальных упражнений направленного действия учитывают клинические проявления заболевания или травмы и методический принцип – от здорового органа к больному.

Оптимальное сочетание общего и частного (местного) используется в ЛФК при любой патологии, но особенно важно учитывать это в ортопедии, травматологии и неврологии.

Общая нагрузка должна распределяться равномерно и последовательно на все мышцы для предупреждения утомления и улучшения кровообращения. Регулируют нагрузку, руководствуясь физиологической кривой – частотой пульса на протяжении занятия, что регистрируется графически.

Дозирование зависит от числа и расположения вовлекаемых в упражнения мышц, формы движения, амплитуды, силы, ритма, темпа движений, продолжительности занятий и сложности упражнений. Для каждого пациента определяют:

  • плотность занятий (время фактического выполнения упражнений, выраженное в процентах к общему времени занятий) у стационарных больных не должна быть выше 50 % (в первые дни занятий составляет 20-25 %), в остальных случаях допустима плотность до 80-90%;
  • П) исходные положения (лежа, сидя, стоя). ИП лежа на спине, на животе, на боку обеспечивает устойчивое равновесие, максимальное расслабление скелетной мускулатуры, облегчает выполнение упражнений, назначают больным, находящимся на постельном режиме, при заболеваниях позвоночника. ИП сидя исключает значительные статические напряжения мышц нижних конечностей, создает свободу движений конечностей, шеи и туловища, назначают слабым больным и при заболеваниях нижних конечностей. ИП стоя характеризуется высоким расположением центра тяжести и малой площадью опоры. Равновесие поддерживается при непосредственном участии разных отделов нервной системы благодаря сокращению многих мышц тела. Наиболее устойчивым является положение стоя с широкой расстановкой ног;
  • число мышечных групп, участвующих в упражнении, подбор упражнений для них, соотношение дыхательных упражнений к общеукрепляющим и специальным, направленным на восстановление нарушенных функций (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5). Начинать следует с упражнений для небольших мышечных групп. При выполнении сложных упражнений нагрузка увеличивается. Чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Для развития силы мышц (парез и гипотрофия) применяют изометрические упражнения с большим напряжением и динамические упражнения, которые проводят медленно, но при большом сопротивлении;
  • число повторений каждого упражнения, темп (медленный, средний, быстрый) и амплитуду движений в суставах;
  • продолжительность занятия. Общая продолжительность индивидуального занятия – 5-20 минут, группового – 15-40 минут;
  • самостоятельные занятия – выполнение специальных упражнений на протяжении дня;
  • использование игровых упражнений, музыки – для создания положительных эмоций, предметов и снарядов с целью изменения нагрузки. Так, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки.

В норме во время занятий ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки, нет неприятных ощущений или болей за грудиной, учащения обычного темпа дыхания, нарушения координации, бледности, нарушения ритма сердца.

Сразу после занятий ощущается «мышечная радость», самочувствие должно быть хорошим. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 минут.

В перерыве между нагрузками может быть легкая усталость, но не более 2 часов, нет нарушений сна и аппетита, локальное утомление сохраняется не более 12 часов.

Тэги: основы ЛФК

Источник: https://nmedik.org/metodika-dozirovka.html

Методики ЛФК при различных заболеваниях

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

Частные методики лечебной физкультуры строятся, исходя из основных лечебных задач, поставленных лечащим врачом, которые должны быть известны инструктору лечебной физкультуры, применяемых методов лечения, клинической картины заболевания, состояния больного, возраста, особенностей его поведения, приспособленности к физическим нагрузкам и т. д. Поэтому инструктор лечебной физкультуры должен работать в тесном контакте с лечащим врачом, при постоянном его наблюдении и консультации.

Не имея возможности ознакомить с частными методиками лечебной физкультуры при всех заболеваниях, мы ограничиваемся изложением частных методик при заболеваниях, наиболее распространенных.

Физические упражнения

Лечебная физкультура при заболевании внутренних органов

Применение средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий при разнообразных заболеваниях внутренних органов находит все большее применение.

Заболевания внутренних органов вызывают резкие изменения в деятельности всего организма больного: нарушения кровообращения, обмена веществ, пищеварения, выделительной системы и т. д. В процессе выздоровления происходит восстановление нарушенной болезнью деятельности органов и систем организма.

Дозированные физические упражнения, прогулки, игры на свежем воздухе при правильном проведении улучшают деятельность органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и способствуют быстрейшему выздоровлению больного.

Помимо общеукрепляющего воздействия на организм, с помощью лечебной физкультуры можно разрешать и специальные, более узкие лечебные задачи: тренировка сердечной мышцы, ослабленной в связи с заболеванием, улучшение дыхания и предотвращение спаечного процесса при плеврите, сохранение движения в пораженных суставах при артритах и т. д.

Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы используется широко. Она применяется при недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, пороках сердца, миокардите, эндокардите, стенокардии, инфарктах миокарда и других заболеваниях.

Вместе с общим тонизирующим воздействием на организм больного лечебная физкультура разрешает и специальные частные задачи.

Так, при пороках сердца, т. е. при наличии анатомических (органических) нарушений клапанов сердца, задача лечебной физкультуры заключается в систематической последовательной тренировке физическими упражнениями с целью приспособления организма больного к физическим нагрузкам.    

При инфаркте миокарда лечебная физкультура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечной мышцы и максимально улучшить периферическое кровообращение.

В качестве примера разберем методику применения лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения.

Лечебная гимнастика при недостаточности кровообращения преследует цель облегчить работу сердца путем развития и тренировки вспомогательных (экстракардиальных) факторов, обусловливающих кровообращение.

Улучшая функцию вспомогательных механизмов кровообращения (ритмические сокращения и расслабления мышечных групп, движения в дистальных отделах конечностей, внешнее дыхание), физические упражнения облегчают деятельность самой сердечной мышцы, снижая явления сердечной недостаточности (см. ориентировочный комплекс).

Методические указания

  • 1.    Лечебную гимнастику следует применять после того, как в клинической картине отмечаются определенные сдвиги в сторону улучшения (уменьшение отечности, застоя в печени, одышки и др.).
  • 2.    При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо подбирать исходные положения (лежа, сидя, стоя), соответствующие общему состоянию больного и клинической картине заболевания.
  • 3.    При проведении занятия необходимо следить за реакцией больных на нагрузку, допуская проявления лишь легкой усталости.
  • 4.    В комплексе занятий по лечебной гимнастике рекомендуется использовать дыхательные упражнения и паузы, особенно после упражнений для туловища.
  • 5.    Нужно обращать особое внимание на санитарно-гигиеническое состояние помещения для занятий, обеспечивая предварительное его проветривание.

Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Основной задачей лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания является восстановление нарушенной функции дыхания. Это осуществляется путем общеукрепляющего воздействия на весь организм физическими упражнениями и специальными упражнениями в статическом и динамическом дыхании из различных исходных положений.

Наиболее типичными исходными положениями при занятиях физическими упражнениями для больных с заболеваниями органов дыхания являются положения лежа и стоя, при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности дыхательного аппарата.

При проведении занятий в постели используется исходное положение лежа на спине, на животе или на боку. Основное исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

  • а)    лежа на спине, голова — на подушке; применяется в тех случаях, если у больного не имеется выраженной легочной недостаточности (пневмония, плеврит);
  • б)    лежа на спине без подушки под головой; применяется при наличии нагноительных процессов (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого); в этих случаях используется также положение лежа на боку, на животе;
  • в)    лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища; применяется при наличии выраженной легочной и сердечно-легочной недостаточности, когда больному трудно дышать.

Положение стоя используется в основном при занятиях с ходячими больными.

Разберем для примера методику лечебной гимнастики при крупозной пневмонии.

Курс лечебной гимнастики при крупозной пневмонии продолжается в среднем 10—12 дней, распадаясь на: а) подготовительный период — 2 дня, б) основной период — 7—8 дней, в) заключительный период—1—2 дня.

Занятия по лечебной гимнастике в подготовительном периоде проводятся обычно в палате, лежа в постели. Производятся элементарные физические упражнения для рук, ног и туловища и дыхательные упражнения. Дозировка нагрузки определяется количеством повторений упражнений и темпом их выполнения.

По мере нарастания тренированности количество повторений увеличивается.

В основном периоде занятия лечебной гимнастикой могут проводиться как в палате, так и в специальном кабинете лечебной гимнастики или на воздухе. Комплекс физических упражнений более сложен по выполнению и по физиологической нагрузке. В занятия могут включаться снаряды: мячи, палки. Рекомендуется тренировка дозированной ходьбой (см. комплекс).

Лечебная гимнастика при артритах

Лечебная гимнастика при артритах применяется в под-острой и хронической стадиях заболевания. Острое течение обычно сопровождается симптомами, характеризующими воспалительный процесс (повышенная температура, лейкоцитоз, высокая РОЭ), и наличием болевого синдрома, в результате чего применение лечебной физкультуры противопоказано.

ЛФК

Основные задачи лечебной физкультуры при артритах:

  • 1)    тонизирование организма больного с целью повышения деятельности основных систем и органов, деятельность которых нарушается в связи с ограничением двигательной функции, в частности нервно-мышечного аппарата, кровообращения и т. д.;
  • 2)    разработка движений в пораженных суставах;
  • 3)    профилактика возможных изменений в здоровых суставах;
  • 4)    воздействие на связочный аппарат, вовлеченный в заболевание;
  • 5)    приспособление двигательного аппарата к дозированным нагрузкам;
  • 6)    снятие болевого синдрома.

При составлении комплексов лечебной гимнастики специальные упражнения, связанные с движениями в пораженных суставах, следует чередовать с движениями в здоровых суставах и дыхательными упражнениями.

Имеющийся болевой синдром всегда должен учитываться при проведении занятия.

Для его снижения рекомендуется предварительно проводить тепловые процедуры: теплую ванну, лечение озокеритом, парафином, а также лечебный массаж.

В целях уменьшения боли в пораженном суставе вначале производят только пассивные движения и по мере привыкания к ним переходят на активные движения.

В начале курса лечения физические упражнения делаются только в здоровых суставах.

Большое значение имеет сознательное отношение больных к занятиям лечебной гимнастикой, для чего с больными проводится беседа о механизме действия физических упражнений при данном заболевании.

Источник: http://spravr.ru/metodiki-lfk-pri-razlichnyh-zabolevaniyah.html

Лечебная физкультура для детей, советы, рекомендации, особенности

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.

Важно отметить тот факт, что за последнее время двигательная активность и среди взрослого населения, и среди детей заметно уменьшилась. Значит, применение в комплексной терапии лечебной гимнастики играет такую же важную роль, как и выбор подходящих препаратов.

Если говорить отдельно о детях, то им подобные тренировки позволяют избавиться от эмоциональных потрясений, научиться контролировать себя, выработать умение расслабляться, а также дает шанс развиваться и самоутверждаться.

Для них разработано множество специальных игровых упражнений, которые значительно облегчают деятельность, делая ее интереснее и веселее.

Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.

ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Благоприятно она влияет при рахите, гипотрофии и т.п.

, так как благодаря физкультуре восстанавливаются обменные процессы, снижаются риски необратимой деформации позвоночника, сокращается отставание основных параметров от принятых норм.

При их регулярном проведении можно добиться хороших результатов:

  • предупредить развитие сколиоза, плоскостопия;
  • предупредить или нормализовать нарушения осанки, искривления ног;
  • устранить нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.

Не стоит пренебрегать вниманием к собственным детям, потому что длительное протекание любой болезни может спровоцировать опасные изменения и последствия. Важно своевременно приступить к реализации рекомендаций врача с целью предотвращения опасных последствий.

У лечебной физкультуры есть свои отличительные характеристики. Главное – множество игровых упражнений. Специалист должен разработать индивидуальную программу для каждого пациента с учетом его возрастной группы, показателей физического и психического развития, специфики психики и моторики.

Преимущества ЛФК для детей

Физическая активность – это одно из основополагающих условий правильного развития, но взрослые часто не обращают внимания на этот неоспоримый факт. Помимо этого занятия ЛФК обладают преимуществами:

  • дети приобретают навыки гигиены, узнают окружающий мир и себя в нем;
  • они полезны и для гармоничного роста отделов позвоночника;
  • для формирования правильной осанки; для укрепления мышц позвоночного столба;
  • для предотвращения и коррекции асимметрии при прогрессировании сколиоза;
  • происходит улучшение состояния при плоскостопии;
  • стабилизируются такие качества, как сила, выносливость, ловкость;
  • происходит нормализация функций эндокринной железы;
  • укрепляется иммунитет;
  • ускоряются процессы адаптации к непривычным новым условиям;
  • при проведении ЛФК нормализуется стрессоустойчивость.

Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор

Гимнастика влияет на детей посредством реализации нескольких форм:

Такая тренировка бывает продолжительной или кратковременной с учетом рекомендаций специалиста.

  1. Лечебная гимнастика. К ней относятся разнообразные упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.
  2. Дополнительная физическая активность. Эта форма ЛФК зачастую дополняет основные тренировки и предполагает активную ходьбу, легкий бег, восхождения или походы.
  3. Работа на тренажерах. Обычно специальные залы для лечебной гимнастики оборудованы тренажерами для позвоночника детей, для нормализации тонуса мышц, для терапии и профилактики огромного количества болезней, возникающих из-за задержек в росте малыша.
  4. Плавание. Вода, благодаря своей большой плотности, удерживает тело человека, тем самым уменьшая воздействие на позвоночный столб. Так, тело может справиться даже с более сложными задачами. Плавание позволит укреплять мышцы, предотвратит смещение внутренних органов, успокоит нервы, поможет преодолеть стрессы и утомляемость.

Выбор конкретной формы ЛФК или совокупности нескольких форм проводит специалист по имеющемуся диагнозу и индивидуальным особенностям. Безусловно, посещение тренировок пойдет на пользу и полностью здоровым, оно становится незаменимым способом комплексной терапии для детей:

  • с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата;
  • с сердечнососудистыми заболеваниями;
  • с дыхательными заболеваниями;
  • с поражениями желудка или кишечника;
  • нуждающихся в реабилитации после полученных травм;
  • с нарушениями осанки;
  • после перенесения сложных операций;
  • нуждающихся в обучении ходьбе со специальной поддержкой;
  • с нарушением психоэмоционального состояния.

Но существуют и противопоказания для ЛФК, например дети:

  • недавно перенесшие операцию на стопах;
  • с большими отклонениями в функционировании опорно-двигательной системы.

ЛФК для младенцев

Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.

С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.

Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью.

Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация.

После проведенных опросов было выяснено, что дети в 2 года 60% времени, не считая сон, активны физически. А в 3 года физическая активность доходит до 70%.

Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.

Реализация занятий у дошкольников

Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет. В этот период у детей быстро растут конечности. Происходит становление речи, ребенок начинает осваивать умения и получать навыки взаимодействия с окружающими его людьми.

Для того, чтобы ребенок был к этому готов, нужно заниматься подготовкой к школе.

Кроме того, становятся более совершенными телодвижения, улучшается прицельность при метании предметов, улучшаются навыки бега, осваиваются новые элементы прыжков и приземлений.

Дошкольники не способны к продолжительным физическим нагрузкам по причине быстрого утомления и недостаточной крепости скелета. Тренировки нужно максимально разнообразить, реализовывать деятельность в форме игры. Период нагрузки, необходимой для организма, составляет уже 15 – 20 минут. Для данной возрастной группы больше всего подойдут такие формы ЛФК:

  • подвижные игры на улице с элементами гимнастики;
  • лечебная гимнастика с мячом и фитболом;
  • плавание в бассейне;
  • оздоровительные массажи.

Реализация ЛФК для школьников

Именно, начиная со школьного возраста, физкультура применяется в полную силу. Время одного занятия составляет 30 – 45 минут. Такой подход способствует формированию правильной осанки, а это неотъемлемая часть здорового развития, потому что асимметрия в строении мышечного корсета или искривление позвоночника провоцирует огромное количество отклонений здоровья от нормы в будущем.

Для детей в образовательных учреждениях обустраивается специальный зал с тренажерами и другим необходимым спортивным инвентарем. Лечебная физкультура проводится только специально обученным человеком.

Правильная техника, отточенная до нюансов, дает возможность быстро и эффективно укрепить здоровье школьников.

Для детей после 7 лет игровые упражнения становятся еще более разнообразными и уже включают в себя большее количество элементов и техник. Для детей в младшем школьном возрасте подойдут сюжетные игры с персонажами и выполнением подражательных движений.

Важно включать в занятия упражнения с мячом. В среднем школьном возрасте дети любят участвовать в эстафетах, куда входит множество элементов упражнений. Также допустимо применять на занятиях гимнастические снаряды.

Итак, ЛФК – это не только способ лечения и коррекции нарушений у детей, но и отличная профилактика, позволяющая сохранить и укрепить здоровье.

Нужно постараться ежедневно гулять с ними там, где они смогут передвигаться самостоятельно.

Для правильного формирования скелета рекомендуется научить ребенка кататься на лыжах, плавать, приобщать и к другому спорту, учитывая его желание и возможности.

« Вернуться к списку Полезные материалы

Источник: http://dcKljaksa.ru/articles/lfk-dlya-detej/

Занятия ЛФК для детей: упражнения

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

На сегодняшний день лечебная физкультура в детском возрасте представляет собой великое множество упражнений, разнообразных игр, занятий, которые позволяют восстановить и улучшить работу органов и остальных систем организма не препятствуя детскому развитию.

Польза упражнений

Движение — основа развития организма особенно в детском возрасте, человек без движения не может прожить и дня.

Отдельные виды упражнений способны повлиять на возможные нарушения в функциях организма, что очень важно при учёте заболеваний в отдельных органах и системах.

Лечебная физкультура для детей основывается на положительном влиянии упражнений на нервную систему ребёнка, укреплении иммунитета и коррекции имеющихся патологий (сколиотическая осанка у детей).

Очень важную роль в лечебной физической культуре, проводимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеют специальные подвижные игры, которые не только обладают терапевтическим эффектом, но и стимулируют положительные эмоции. Упражнения способны регулировать разные функции всех без исключения систем и органов детского тела. Во время проведения упражнений ЛФК для детей применяется великое множество методов и практик, а точнее:

  • упражнения, включающие гимнастические элементы;
  • простые активные игры;
  • закаливание;
  • массажи для оздоровления и лечения;
  • вспомогательные механические устройства (механотерапия);
  • гимнастика в бассейне.

Особенности занятий ЛФК у младенцев

Залогом успешного выполнения назначенных упражнений ЛФК для детей является соответствие средств и методик проведения занятий возрастным особенностям ребенка.

Важно помнить, что занятия ЛФК для детей раннего младенческого возраста должен проводить дипломированный специалист, особенно в первые месяцы жизни. Необходимо обязательно придерживаться методов рассеянной нагрузки.

Время, отведённое на занятие ЛФК, не должно поначалу превышать 7–15 минут.

Первые годы жизни ребенка характеризуются очень высокими темпами развития и роста организма в целом. Интенсивно увеличиваются все возможные показатели: рост, вес, объем грудной клетки, размеры стоп.

По мере взросления и развития детского организма, движения становятся более осмысленными, приобретают физическую законченность действий, определённую целесообразность. Но в детском сознании все еще преобладают процессы безмятежности над процессами концентрации.

По результатам социальных опросов двухлетние дети 60% времени физически активны, если не считать время сна, а уже к третьему году активность достигает показателя 70% времени бодрствования.

Учитывая особенности детей этой возрастной группы, упражнения должны подбираться несложные, которые не требуют высокой концентрации внимания и интенсивной физической активности.

Очень хорошо подойдут упражнения в бассейне и пассивная гимнастика, массаж. По мере развития и взросления можно подключать активные игры с элементами лечебных упражнений для правильной осанки.

Особенности ЛФК у дошкольников

В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у детей отмечается интенсивный рост конечностей. Проходят фундаментальные изменения и преобразование развития речевых способностей. Малыш овладевает первоначальными навыками взаимодействий с окружающим миром.

Совершенствуется дальнейшее развитие основных видов движений, прицельность бросания и метания различных предметов, возникают беговые навыки, новые элементы в построении прыжка и приземления.

Учитывая быструю утомляемость мышц и относительную слабость костей скелета, дети младшего дошкольного возраста все еще неспособны к длительной физической активности. Желательно упражнения во время занятий максимально разнообразить и проводить их в игровой форме. Время полезной нагрузки может быть немного увеличено и не должно превышать 15–20 минут.

Этой возрастной группе детей подойдут:

  • активные игры с элементами ЛФК на свежем воздухе;
  • гимнастические упражнения с применением мяча, фитбола;
  • занятия в бассейне;
  • лечебные и оздоровительные массажи.

Особенности занятий ЛФК школьников

Уже в школьном возрасте объём ЛФК используется в полную силу.

Занятия длятся не менее 30–45 минут и ведут к правильному становлению осанки, что очень важно в этом возрасте, так как асимметричное развитие мышц тела влечет нарушение осанки и возникновение искривления позвоночника, что в будущем чревато патологией внутренних органов.

Поэтому методика проведения занятий разрабатывается с учетом возраста детей, их физических возможностей и уровня активности. Для этого необходим оснащенный всеми необходимыми тренажерами и инвентарем спортивный зал. Проводить занятия ЛФК и подбирать упражнения для детей должен исключительно специалист.

Правильно подготовленная и отработанная специалистом до малейших деталей техника упражнений действительно поможет укрепить здоровье ребят.

Важно знать что в лечебной физической культуре, проводимой с детьми школьного возраста, особое место занимают игры подвижного характера, в которые включаются лечебные элементы. Во время игры задействовать все части тела в беге, ходьбе, приседании, прыжке, метании и ребенок сам будет выполнять все упражнения, так как увлечен игровым процессом.

Для детишек старше 7 лет игровые занятия разнообразны и включают множество элементов и техник. В этом возрасте можно ознакомиться с книгами о физическом воспитании.

Для младших школьников лучше всего использовать сюжетные игры, то есть называя детей персонажами мультфильмов и предлагая выполнить подражательные действия любимых героев («Том и Джерри», «Мышеловка»). Обязательно выполняйте игровые элементы с мячом.

Дети более старшего возраста с удовольствием участвуют в играх-эстафетах с выполнением спортивных элементов, использованием гимнастических снарядов.

Назначение ЛФК

Для того чтобы выбрать игру, которая содержит лечебные элементы, инструктор или врач сначала ознакомится с диагнозом ребенка.

После этого, учитывая возрастную нагрузку и степень адаптации ребенка к ней, подберет соответствующую развитию группу.

На комбинации всех факторов строится насыщенность игры лечебными упражнениями и корригирующими двигательными элементами (бег, прыжки, ходьбы, метание снаряда).

Очень важно учитывать уровень сложности восприятия правил игры и баланс эмоциональной и физической нагрузки при выполнении ролей. Также инструктор должен иметь в виду, что игра которую он предлагает, должна заинтересовать и вызвать желание продолжить, повторять ее.

Занятия на свежем воздухе

Очень полезны занятия ЛФК на открытых площадках, где, кроме лечебного эффекта от упражнений, достигается закаливание детского организма. Особенно это актуально для учебных санаториев, где дети находятся целый учебный год. В таких учреждениях занятия ЛФК проводятся очень часто на свежем воздухе практически весь учебный год.

Чаще всего в санатории есть большой спектр игровых площадок для разнообразных спортивных игр, например, поле для мини-волейбола.

Эта игра является эффективным средством всестороннего физического развития ребенка, она способствует гармоничному росту мышц тела, формированию мышечного корсета.

Разнообразие движений с применением игровых ситуации на площадке способствует устранению опасности переутомления, профилактируют развитие мышечного дисбаланса.

При наличии опытного инструктора и соответствующего инвентаря, активные игры не только принесут удовольствие ребятам, но и окажут должный лечебный эффект.

Детям, которым нужны прогулки и свежий воздух, рекомендуется ходить в походы определённой длительности, катание на велосипедах в специально отведённых местах.

Считается, что наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, но если тщательно подготовиться, подобрать верный комплекс упражнений, можно получить массу хороших впечатлений и положительный лечебный эффект.

Источник: http://MoySkelet.ru/lechenie/lfk-i-joga/lechebnaya-fizkultura-dlya-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.