Дизартрия и анартрия

Содержание

Дизартрия у детей

Дизартрия и анартрия

Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.

Причины

Причинами дизартрии являются:

Классификация

Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:

  • тяжелой степени (анартрия) – больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая – нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма – изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и рисовать.Как правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная – приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.
  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи – нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ.

У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает.

При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах.

Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы.

У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Диагностика

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.

В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.

Как лечить заикание у детей. Узнайте о самых эффективных методах.

Материал об особенностях дизартрии у взрослых читайте здесь.

Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Детям как можно раньше начинают читать книги, показывать и описывать картинки, стараясь получать ответную реакцию.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/dizartriya-u-detey.html

Анартрия — отсутствие речи

Дизартрия и анартрия

Анартрия представлена в виде отсутствия речи, причина которого заключается в поражении нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего артикуляционный компонент. Данный аппарат корректирует произносимые звуки за счет щек, зубов, глотки и языка.

Данная патология не предполагает нарушения понимания услышанной речи. Способность произносить слова, слоги и буквы отсутствует полностью. Результатом нарушения является центральный или периферический паралич мышц, отвечающих за артикуляцию.

Это может быть поражение корково-ядерных трактов пирамидной системы или XII, X, IX, VII, V пар черепных нервов. Дизартрия является менее выраженной степенью рассматриваемого расстройства.

Сопровождающим симптомокомплексом может выступать псевдобульбарный или бульбарный паралич, сочетающийся с афонией, дисфагией, глоссоплегией.

Причины

Анартрия возникает на фоне любого заболевания или патологического процесса, который раздражает или нарушает строение ствола головного мозга, задних отделов лобной доли, мозжечка, подкорковых ганглий или проводящих путей, соединяющих упомянутые области и прочими зонами головного мозга.

Актуально рассмотреть следующие причины:

  • ботулизм;
  • сирингобульбия (формирование в стволе головного мозга патологических областей, препятствующих проведение нервных импульсов);
  • боковой амиотрофический склероз;
  • отравление солями тяжелых металлов или промышленными ядами;
  • синдром Фацио-Лонде (наследственная болезнь, сопровождающася нарушением глотания, прогрессирует постепенно и проявляется в юношеском возрасте);
  • демиелинизирующие болезни, результатом которых является распад миелина (рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит);
  • опухоли и травмы головного мозга;
  • абсцесс мозжечка или головного мозга;
  • кровоизлияние в мозг;
  • хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения.

Симптоматика

Анартрия проявляется следующей симптоматикой:

  • проблемы при приеме пищи;
  • неспособность произносить слова, буквы или даже звуки;
  • выраженная нечленораздельность речи, запинание при произношении слов;
  • пациент оценивает собственный дефект критически, молчит и предпочитает общаться письменно или с помощью жестов.

Интересное по теме: Алалия у детей: симптомы и виды

Классификация

Поскольку анартрия является разновидностью дизартрии, актуально рассмотреть классификацию такой патологии.

  1. Гипокинетическая является результатом поражения нервных связей подкорковых узлов и самих узлов.
  2. Гиперкинетическая.
  3. Атаксическая возникает при поражении мозжечка и его проводящих путей.
  4. Верхнемотонейронная односторонняя провоцируется односторонним центральным парезом или параличем мышц, которые иннервируются языкоглоточным, подъязычным, блуждающим нервами. Также результатом возникновения является поражение передних центральных извилин или одностороннее поражение корково-ядерный путей.
  5. Спастическая проявляется по аналогичным причинам.
  6. Вялая провоцируется нарушением нервно-мышечной передачи, а также поражением блуждающего, подъязычного, языкоглоточного нервов или их ядер.
  7. Смешанная форма.

Любые из представленных патологий требуют незамедлительного обращения к врачу-неврологу.

Диагностика

Диагностика рассматриваемой речевой патологии предполагает проведение следующих процедур.

  1. Анализ жалоб пациента и анамнеза патологии (длительность проявления симптомов, наличие подобной симптоматики у родственников).
  2. Неврологический осмотр состоит из осмотра глотки, проверки нижнечелюстного и глоточного рефлексов, выявления возможной асимметрии лица, слабости мимических мышц, атрофии мышц языка.
  3. Посещение отоларинголога предполагает исследование полости гортани, носа, глотки на наличие патологических процессов, нарушаемых произношение слов.
  4. Посещение логопеда требует оценку нарушения темпа и тембра речи, сложностей при произношении определенных звуков.
  5. КТ и МРТ головы дает возможность определить причину анартрии за счет изучения послойного строения головного мозга. Это могут быть очаги распада миелина, опухоли, гнойники, очаги нарушения кровообращения.

Лечение

Суть лечения анартрии заключается в терапии основной болезни, которая стала причиной речевой патологии. Могут быть актуальны следующие методы.

  1. Устранение кровоизлияния, если его расположение позволяет проведение хирургического вмешательства.
  2. Хирургическое удаление опухоли.
  3. Нормализация кровяного давления и прием лекарственных средств, способствующих улучшению обмена веществ и мозгового кровотока.
  4. Хирургическое удаление гнойника с последующей антибактериальной терапией для максимально быстрого устранения инфекции.
  5. Физиотерапия – иглорефлексотерапия, воздействие токами ультравысокой частоты, магнитотерапия.
  6. Регулярные занятия с логопедом с целью исправления дефекта за счет выполнения специальных упражнений.
  7. Прием лекарственных средств, способствующих улучшению обмена веществ и мозгового кровообращения (ангиопротекторы, пирацетам, ноотропы).
  8. Антибактериальная терапия.

Профилактика

Предотвратить заболевание намного легче, чем в дальнейшем лечить его, поэтому актуально рассмотреть следующие профилактические меры:

  • регулярное наблюдение у семейного врача;
  • отказ от пагубных привычек – курение, алкоголь, наркотики и т. д.;
  • контроль артериального давления;
  • соблюдение сбалансированного и рационального питания: отказ от горячей, жареной, острой, конверсированной еды, преобладание зелени, овощей и фруктов в рационе;
  • ведение здорового образа жизни: восьмичасовой ночной сон, соблюдение режима дня, регулярные спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе.

Поскольку ключевым последствием анартрии является нарушение трудовой и социальной адаптации из-за серьезного нарушения речевого дефекта, поэтому своевременная профилактика и грамотное лечение являются важными аспектами в процессе борьбы с такой патологией.

Источник: http://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/anartriya.html

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Дизартрия и анартрия

Дизартрия представляет собой дефект речи, являющийся результатом нарушений и поражений нервной системы. Мишенью таких нарушений является речедвигательный анализатор и иннервация аппарата речи.

Это тяжелое заболевание оказывает влияние на речевое дыхание, артикуляцию, интонационную окраску речи, на четкость и внятность речи. Дизартрия у детей встречается более, чем в 6 % всех случаев, и эта цифра может расти.

Виды дизартрии

Существует общепринятая классификация. В ее основу входит разделение по локализации. Таким образом, выделяют:

  1. Бульбарную дизартрию.
  2. Мозжечковую (поражен мозжечок).
  3. Корковую (кора головного мозга).
  4. Экстрапирамидную (подкорковая дизартрия).
  5. Паркинсоническую (при болезни Паркинсона или схожих с ней нарушениях).
  6. Псевдобульбарную (корково-ядерные проводящие пути).
  7. Стертую.
  8. Холодовую (при миастении).

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия обладает довольно явными и узнаваемыми симптомами. Среди них выделяют общие, которые характерны при всех формах, так и частные, присущие поражению отдельных отделов головного мозга.

Симптомы у детей с дизартрией носят постоянный характер, самим им трудно с ними справиться. К общим симптомам относят:

  • Нарушения речи. Речь отличается невнятностью, нечеткостью, порой она непонятна окружающим.
  • Нарушения артикуляции. Изменения моторики в виде спастичности, гипо- или гипертонии артикуляционных мышц.
  • Напряжение мышц губ, языка, шеи при гипертонии и вялость их же при гипотонии.
  • Ограничение моторики пораженной области.
  • Парез мягкого неба, как следствие, носовой оттенок голоса.
  • Снижение речевой активности.
  • Особенности дыхания, как причина нарушенной иннервации мышц аппарата при дизартрии. Выражается коротким выдохом, во время речи дыхание частое и прерывистое.
  • Недостаток силы в голосе.
  • Монотонная речь, лишенная эмоциональных оттенков.
  • Бедный словарный запас и грамматическая основа речи.

Притом, в виду своих особенностей, дизартрия у детей и с нормальным психофизическим развитием может стать причиной постановки таких отклонений, как общее недоразвитие речи, дисграфия, даже задержка психического развития.

Наряду с общими клиническими симптомами выделяют те, что являются характерными для отдельных видов дизартрии:

  1. Бульбарная форма характеризуется отсутствием мимики, нарушением сосания и глотания, затруднено жевание. Звуки очень невнятные и не сочетаются между собой. Тембр голоса носовой, наблюдается афония или дисфония.
  2. Псевдобульбарная форма отличается спастическими параличами и гипертонусом мышц. Ребенку труднодоступны движения языка вверх, из стороны в сторону, а также удержание его в одном положении. Присутствуют нарушения в смене артикуляционных поз, слюнотечение, глотательный рефлекс усилен, ребенок испытывает трудности в глотании.
  3. Подкорковая форма отличается присутствием гиперкинезов (невольные насильственные мышечные движения) или непроизвольных выкриков. Нарушена скорость речи (ускорение или замедление), может наблюдаться органическое заикание.
  4. Мозжечковая форма проявляется нарушением координации речи, т. е. речь толчкообразная, с выкриками, при этом замедленная и невнятная. Возможет тремор языка. При этом присутствуют другие мозжечковые симптомы – неустойчивость походки, проблемы с равновесием, неловкость и скованность движений.
  5. Корковая форма определяется нарушениями произвольной моторики.
  6. Стертая форма отличается невнятностью и невыразительностью речи, заменой звуков в сложных словах, а потому – непонятностью речи, дикция плохая. При этом у ребенка наблюдается моторная неловкость, движения немногочисленные, он быстро утомляется. Присутствует слабая артикуляция, амимичность лица, рот часто приоткрыт.

Виды лечения заболевания

Лечение такого нарушения, как дизартрия, обязательно заключается в комплексной работе невролога, логопеда, педагога, психолога и других специалистов. Ведь причины патологии у детей различные, а потом нельзя ограничиваться коррекцией только в одной сфере.

Таким образом, в комплекс лечения входят:

  • Логопедия. Важно развивать и корректировать у детей словарный запас, фонетический слух, грамматический строй. Логопеды работают как в виде групповой коррекции, так и проводят индивидуальные занятия. Применяют при этом игровые методы, различные тренажеры и компьютерные программы.
  • Медикаментозное лечение. Основу такого лечения составляют ноотропы. Принято считать, что препараты этой группы стимулируют умственную деятельность, улучшают когнитивные функции, память. Они повышают устойчивость нейронов к неблагоприятному воздействию, например, гипоксии. Чаще всего назначают пантогам, глицин, церебролизин и прочие. Во время начала приема важно помнить, что лекарства из этой группы не оказывают мгновенного эффекта, он наступает минимум через две недели.
  • Лечебная физкультура. В комплекс лечебных мероприятий входит артикуляционная гимнастика, действие которой направлено на укрепление лицевых мышц. Также к коррекционным мероприятиям относят специальный массаж – логомассаж, во время которого тренируют мышцы речевого аппарата, а кроме того, в результате этой процедуры улучшается кровоток и состояние кожи лица.
  • Лечение основного заболевания. Как уже было сказано, причины дизартрии могут быть разными, поэтому в комплекс лечения входит устранение первопричины, если это возможно.
  • Психологическая коррекция. Ребенку с таким речевым дефектом бывает трудно влиться в коллектив. Такая асоциализация может негативно отразиться на динамике лечения. Дети могут бояться начать говорить из страха, что их не поймут, осмеют. Поэтому важна корректная работа с опытным психологом.

Профилактические меры

Профилактические меры первично начинаются еще во время беременности, когда мать должна следить за своим здоровьем, предохраняться от инфекционных заболеваний, отказаться от вредных привычек и т. д.

В раннем детском возрасте важно следить, чтобы ребенок был защищен от нейроинфекций или травм.

Если так вышло, что у малыша имеется предрасположенность к данному нарушению, необходимо:

  • общаться с ребенком еще до начала появления у него своей речи;
  • поддерживать все попытки к началу вокализации;
  • обучать и развивать ребенка, проводить с ним упражнения на моторику, говорение и пр.;
  • следить за отклонениями от нормы, посещать невролога и логопеда.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/dizartriya-ee-simptomy-i-vidy-lecheniya.html

Дизартрия у детей: симптомы, причины, лечение

Дизартрия и анартрия

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением речедвигательного анализатора и нарушением работы мышц артикуляционного аппарата.

Данное логопедическое заболевание является очень распространённым (более распространена только дислалия) и встречается у 3-6% детей до подросткового возраста.

Основе этого расстройства лежат органические поражения нервной системы, поэтому при диагнозе дизартрия, помимо лечения у логопеда, также необходимы консультации невролога.

Причины развития дизартрии у детей

Чаще всего дизартрия у ребёнка выступает, как расстройство, сопровождающее детский церебральный паралич (в 65-85% случаев) и имеющее те же причины возникновения.

Заболевания и состояния, перенесённые во внутриутробном периоде развития, которые могут вызвать пороки развития нервной системы:

  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери

  • патологическое течение беременности

  • резус-конфликт

  • внутриутробные инфекции

  • хронические болезни матери

  • недоношенность и преждевременные роды

  • гипоксия плода в утробе

  • асфиксия или ишемия головного мозга у новорожденных

  • родовая травма

  • тяжелые наследственные заболевания


Заболевания и состояния, перенесённые в раннем детстве, которые могут спровоцировать развитие дизартрии:

  • гидроцефалия

  • черепно-мозговая травма

  • нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)

  • интоксикации (как ядовитыми веществами, так и при инфекционных заболеваниях)

  • гнойный отит среднего уха


Признаки дизартрии у ребёнка

Основным внешним проявлением дизартрии является нечёткая речь из-за нарушения работы речевого аппарата вследствие гипотонии артикуляционных мышц. Однако, помимо сложностей с произношением, ребёнок испытывает и другие проблемы, вызванные бульбарными нарушениями. Самые распространённые симптомы дизартрии:

  • несмыкание губ и самопроизвольное выпадения языка наружу

  • либо, наоборот, слишком плотно сжатые губы, что вызывается спазмом артикуляционных мышц

  • вялость или полная неподвижность языка вследствие дистония артикуляционных мышц

  • бульбарные нарушения: трудности при приеме пищи (особенно жидкой), частые поперхивания, сложности с глотанием, общее вялое состояние и частые срыгивания у младенцев, гиперсаливация (избыточное выделение слюны и несглатывание её)

  • также у младенцев часто отсутствует лепет в положенном возрасте, а первые слова звучат уже после 2 лет

  • назализация голоса (ребёнок говорит в нос) при отсутствии ринита и прочих ЛОР-заболеваний

  • нарушение речевого дыхания: ребёнку сложно выговорить всю фразу целиком, он делает частые паузы или быстро «задыхается», к концу предложения голос затухает

  • речь немелодична: монотонная, слишком быстрая или, наоборот, растянутая

  • многие звуки в речи искажаются, подменяются другими или пропускаются вовсе (твёрдые звуки смягчаются, речь свистящая или шипящая)
  • из-за гипертонуса ых связок голос больного ребёнка обычно очень высокий и даже писклявый

  • иногда из-за паралича речевых мышц может быть полная немота (анартрия)

  • также часто у детей с дизартрией страдает любая мелкая моторика, поэтому они не любят выполнять действия подобной направленности (застёгивать пуговицы, прорисовывать мелкие детали или собирать мелкие конструкторы/головоломки, впоследствии – проблемы с письмом)


Формы и виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии: по локализации поражения, по ведущему клиническому синдрому и по степени тяжести заболевания.

Бульбарная дизартрия

Для данной формы дизартрии характерно нарушение или отсутствие бульбарных рефлексов: нарушения сосания и глотания, избыточное слюноотделение, трудности с жеванием, практически полное отсутствие мимики. Голос обычно гнусавый, хриплый, очень тихий, все согласные звуки однообразны.

Псевдобульбарная дизартрия

Это состояние вызвано гипертонусом мышц речевого аппарата либо спастическим параличом. Самой характерной картиной являются нарушения работы мышц языка, гиперсаливация, частое поперхивание. Нарушено произношение сонорных (звонких, но не имеющих глухой пары), шипящих и свистящих звуков.

Корковая дизартрия

Основная причина корковой дизартрии – нарушение произвольной артикуляционной моторики, в то время как речевое дыхание и часто интонационная составляющая сохранны.

Подкорковая дизартрия

Для данной формы характерны гиперкинезы – непроизвольные движения, в частности мимические и артикуляционные. В процессе речи гиперкинезы усиливаются, что может привести к артикуляционному спазму, что ведёт к перепадам тембра (то низкий хриплый, то высокий, писклявый) и силы голоса (то шёпот, то выкрики). Также страдает темп речи и может возникать заикание (как проявление гиперкинеза).

Мозжечковая дизартрия

При данном состоянии речь больного отрывиста, толчкообразна и больше похожа на скандирование, чем на плавную речь. Также характерна атаксия (тремор и слабость конечностей, шаткость походки, нарушения координации движений и равновесия).

Также иногда выделяют холодовую дизартрию, которая проявляется при сильных изменениях температуры в помещении, где находится ребёнок. Причиной такого состояния является нервно-мышечное заболевание миастения.

Логопеды выделяют 4 степени тяжести заболевания:

  1. Лёгкая степень (стёртая дизартрия) – окружающими обычно не регистрируется, но логопед сразу же заметит нарушения

  2. Средне-лёгкая степень – речь понятна окружающим, но уже явно заметны нарушения

  3. Степень средней тяжести – речь сильно нарушена, ребёнка понимают только люди, которые с ним часто общаются (родители) и то лишь потому, что уже знают, как ребёнок искажает каждое слово

  4. Тяжёлая степень (анартрия) – речь либо непонятна вообще никому либо совсем отсутствует


Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию

  • электромиографию или электронейрографию

  • эхо-исследование или МРТ головного мозга

  • трансканальную магнитную стимуляцию


После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Лечение  дизартрии у детей

Лечением дизартрии дальше занимается врач логопед. В ходе логопедических занятий ребёнок будет развивать:

  • мелкую моторику рук

  • моторику речевого аппарата

  • дыхание

  • интонацию, тембр и силу голоса

  • правильное звукопроизношение


Помимо занятий с логопедом важно, чтобы ребёнок получал медикаментозное лечение (ноотропы), а также прошёл курс физиотерапии (массажи, ЛФК, акупрессуры и т.д.). Также хорошо себя показывают нетрадиционные виды лечения: игровая, песочная или изотерапия, дельфинотерапия.

В случае ранней диагностики и начала лечения дизартрии, а также несложных органических поражений нервной системы, есть все шансы полностью избавиться от болезни. В то же время нелеченная дизартрия может существенно снизить возможность ребёнка нормально обучаться, а также нарушает нормальные социальные контакты, что может очень негативно повлиять на качество жизни человека.

Источник: https://aksimed.ua/dizartriya-u-detey-simptomyi-prichinyi-lechenie

Причины, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия и анартрия

Нарушение произношения, а вернее, артикуляции звуков, которое появилось в результате несостоятельности речевого центра, называется дизартрией. Встречается у взрослых и детей, но имеет разные последствия.

Дизартрия, появившаяся в сознательном возрасте, не сопровождается нарушением письма или восприятия звуков и чужой речи.

У детей, особенно в раннем возрасте, этот недуг может приводить к общему недоразвитию речи с последующим нарушением праксиса.

Клинические проявления

Можно выделить общие симптомы заболевания, которые характерны для всех форм и видов этого заболевания. Пациент выговаривает слова нечетко, смазано, его речь трудно понять.

Создается впечатление, что у больного «каша во рту», иногда слова произносятся гнусаво. Также возможно отрывистое, излишне четкое произношение отдельных слов или звуков, заметно нарушается плавность речи.

Некоторые пациенты физически ощущают неповоротливость языка и несостоятельность мышц речевого аппарата.

Дизартрия, возникшая в детском возрасте, проявляется в затруднении произношения слов в целом, а не нарушение артикуляции отдельных звуков. Также на фоне этого расстройства могут возникать нарушения мелкой моторики, трудности с принятием пищи. Поэтому так важно комплексно подойти к лечению этой патологии.

Клинические проявления, в зависимости от формы

При бульбарной дизартрии могут возникать вялые параличи или парезы мимических мышц. Нередко поражение мышц носит локальный и изолированный характер. При этом очень сильно искажается произношение губных звуков (б, п, м), а звонкие становятся глуше.

Различие между бульбарной и псевдобульбарной дизартрией

 БульбарнаяПсевдобульбарная
Вид пареза или параличаПериферическийЦентральный
Речевая моторикаНарушены произвольные и непроизвольные движенияНарушены осознанные движения
Нарушение артикуляцииРаспространено на все группы мышцЛокальное нарушение тонких артикуляционных движений
Произношение отдельных звуковНарушена артикуляция гласных звуков, они более глухиеГласные могут быть и слишком звонкими, и «гнусавыми»

Мозжечковая дизартрия отличается от других поражением мышц языка. Пациенту трудно им двигать, может наблюдаться мелкий тремор кончика языка. При осмотре врач видит провисание мягкого нёба, появляется выраженная «назализация» звуков. Речь и мимика становится очень вялой, невыразительной. Может сложиться впечатление, что человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Гиперкинез и характерен для подкорковой дизартрии. Они могут появляться не только в момент речи, но и в состоянии покоя. Непроизвольные движения непостоянные, возникают спонтанно, могут проявляться непроизвольными выкриками отдельных звуков.

При корковой кинестетической дизартрии нарушается четкая артикуляция речи, особенно губных звуков. Часто больной заменяет одни буквы другими, ему трудно перестроиться от одной артикулемы к другой.

Попытки контролировать свою речь могут привести к «застреванию» на одном слове или заиканию. Кинетическая форма заболевания характеризуется трудностью в произношении звуков «з», «ж», «с».

Также усиление артикуляции нередко приводит к усилению громкости.

Методы терапии

Лечение дизартрии, как и многих других патологий, в первую очередь направлено на устранение причины, которая ее вызвала. Во многих случаях (новообразования, гематомы, гнойные процессы) необходимо хирургическое вмешательство.

Комплексный подход к лечению также требует работы с логопедом. Логопедический массажный комплекс состоит из нескольких упражнений:

  • Релаксация.
  • Собственно массаж.
  • Дифференцированная артикуляционная гимнастика.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Развитие ручного праксиса.

Массаж при дизартрии делится на аурикулярный (массаж ушных раковин) и точечный. Воздействие на определенные точки уха способствует передаче информации в ствол и кору головного мозга от периферии. А точечный массаж лица повышает активность коры головного мозга вследствие влияния внешних импульсов на кору больших полушарий.

С помощью лечебной гимнастики у пациента развиваются мышцы лица. Необходимо ежедневно, регулярно пощипывать, поглаживать, разминать кожу щек, губы. Такие нехитрые действия способствуют повышения тонуса лицевой мускулатуры и уменьшают проявления парезов и параличей. Первый массаж может длиться всего пару минут, но с каждым сеансом это время нужно увеличивать.

Медикаментозное лечение включает в себя прием ноотропов и легких седативных. Регулярный прием настройки пустырника или валерианы улучшает сон и нормализует состояние нервной системы.

При своевременном обращении к специалисту проявления дизартрии исчезают полностью. Полный прогноз зависит от основного заболевания и запущенности процесса.

Источник: https://ODepressii.ru/nervy/prichiny-simptomy-i-lechenie-dizartrii.html

Дизартрия – что это?

Дизартрия и анартрия

— О логопедии — Дизартрия – что это?

В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, не так, как все.

При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но все же обращает на себя внимание.

Часто окружающие любое нарушение звукопроизношения ошибочно называют «дизартрией». Давайте разберемся, что же такое «дизартрия» и как ее преодолеть.

Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» («артрон» в переводе на русский язык означает “сочленение”, а «диз» — «расстройство»).

Учебники дают нам такое определение: дизартрия -это нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. Т.е. это тяжелое нарушение речи, которое связано с поражением головного мозга.

Дизартрия обычно является лишь одним из симптомов тяжелого заболевания — детского церебрального паралича, который чаще всего появляется в возрасте до 2х лет или имеет врожденный характер. Проявления дизартрия зависят от участка и силы поражения головного мозга.

Причинами детского церебрального паралича, а, следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).

Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств:

1. Анартрия отсутствие членораздельной речи, возникает при самых тяжелых поражениях головного мозга; речь напоминает мычание и бывает непонятна даже близким ребенка.

2. Дизартрия – нечленораздельная, малопонятная речь, «каша во рту»; выделяют 5 форм дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная).

3. Стертая дизартрия – самая легкая степень дизартрических расстройств, которая связана с минимальными поражениями головного мозга (речь ребенка понятна окружающим, но изобилует большим количеством нарушений звукопроизношения).

При стертой дизартрии идут небольшие органические поражения коры головного мозга, что приводит к парезам только отдельных групп артикуляторных мышц.

Тогда у ребенка нарушается произношение отдельных звуков при близком к норме ритме и темпе речи и при отсутствии явных расстройств речевого дыхания и голоса.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.

); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи.

Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц.

В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами.

Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Преодоление дизартрии

Исправление у детей дизартрии предполагает комплексный подход, т.е. совместные усилия логопеда, невропатолога, психолога.

Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, ЛФК, массаж и др.); психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности; логопед занимается коррекцией всех сторон речи ребенка.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть его проблемы.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

В грудном возрасте, из-за пареза мышц языка, губ, затруднено грудное вскармливание – к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. Часто ребенку трудно жевать твердую пищу, полоскать рот.

На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).

При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Источник: https://www.logogol.ru/logopediya/dizartriya-chto-eto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.