Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Содержание

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия – это расстройство речи, при котором человеку становится сложно произносить некоторые слова, а также отдельные звуки. Пациент начинает говорить неразборчиво, в некоторых случаях он вовсе утрачивает данную способность.

При этом способность логически мыслить и понимать слова других сохраняется. Важно как можно раньше начать лечить заболевание, чтобы можно было улучшить самочувствие. В частности врачами рекомендована артикуляционная гимнастика при дизартрии.

С её помощью можно улучшить способность человека разговаривать и произносить проблемные звуки.

Причины

Следует понимать, что основная причина дизартрии – это поражение головного мозга, в результате которого органы, участвующие в процессе речи, отличаются малой подвижностью. То есть, плохо выполняют свою функцию ые связки, язык, губя и нёбо.

При этом существует немало провоцирующих факторов, которые могут привести к появлению заболевания. Именно по этой причине человеку важно выяснить, что в конкретной ситуации привело к появлению недуга.

Основные причины:

  • Вирусные болезни, перенесённые матерью при беременности. Они могут негативно сказаться на развитии плода.
  • Тяжёлые или слишком быстрые роды. Это тоже повышает вероятность столкнуться с дизартрией.
  • Сильный токсикоз на ранних сроках беременности.
  • Неправильное развитие плаценты и преждевременное её отслоение.
  • Сосудистая недостаточность. Эта причина может у взрослых спровоцировать нарушение речи.
  • Инсульт. Из-за него нередко повреждаются области головного мозга. Как итог, человек сталкивается с дизартрией.
  • Генетические или дегенеративные болезни нервной системы. К ним можно отнести, к примеру, болезнь Альцгеймера и Хантингтона. В этом случае нарушение речи будет не главной проблемой, которая потревожит человека.
  • Рассеянный склероз. Он может возникнуть в любом возрасте. Как итог, у человека могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей словами.
  • Бульбарный паралич астенического типа.

Воспалительный процесс головного мозга или новообразование. Это тоже негативно сказывается на функционировании органа, из-за чего человек начинает страдать от дизартрии.

К слову, даже травмы головы, лекарственная передозировка, отравление угарным газом способны привести к возникновению и развитию заболевания. Именно по этой причине человеку важно внимательно следить за своим здоровьем и предотвращать возникновение негативных факторов.

В большинстве случаев дизартрия наблюдается именно у детей, и в такой ситуации крайне важно вовремя её распознать и начать лечение. Тогда будет возможность значительно улучшить самочувствие, а также не допустить развития патологии.

Симптоматика

Расстройства речи важно сразу обнаружить и принять меры для улучшения самочувствия. Чтобы можно было своевременно распознать недуг, понадобится запомнить его основные симптомы. Их немало, при этом большая часть из них наблюдается именно у детей.

Признаки:

  • Проблемы с произношением звуков. Дети их искажают и коверкают. Поначалу их речь могут понимать только родители, при этом по мере развития заболевания даже мама и папа могут утратить подобную способность.
  • Трудности при освоении письменной речи. Если ранее ребёнок не осваивал данный навык, тогда с этим нередко появляются проблемы.
  • Ребёнку тяжело жевать и проглатывать пищу. Это связано с тем, что наблюдается слабость лицевых мышц.
  • Ухудшение функции голосообразования. Может измениться интонация, ритм и темп речи. При этом подобное способно произойти как внезапно, так и постепенно. Например, ребёнок может начать тихо разговаривать.
  • Недоразвитость крупной и мелкой моторики. Ребёнок может тяжело прыгать на одной ноге, вырезать фигуры из бумаги, шнуровать обувь и застёгивать пуговицы.

Симптомы могут отличаться в зависимости от того, какая форма заболевания имеется у человека. Именно по этой причине признаки могут меняться, но наличие хотя бы одного из них говорит о том, что у человека имеются значительные проблемы с речью. Следовательно, нужно будет обратиться к врачу, чтобы пройти диагностику и начать лечение.

Помимо стандартных методов терапии, ребёнку рекомендована артикуляционнаягимнастика. С её помощью удастся значительно улучшить произношение звуков, если регулярно выполнять упражнения.

Разновидности гимнастики

Логопедические упражнения при дизартрии бывают разных видов, и оба из них борются с симптомами заболевания. Следует рассмотреть, какие именно варианты гимнастики существуют.

Виды:

  • Пассивная. Подобные упражнения при дизартрии используются в той ситуации, Если из-за утраты мышечной силы несовершеннолетний не может самостоятельно выполнять движения. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда специалист будет механически воздействовать на органы речи малыша, к примеру, при помощи палочек, зонда или рук. Это позволяет сделать лучше мышечный тонус, а также нормализовать их функционирование. Как итог, ребёнок постепенно сможет самостоятельно выполнять гимнастику.
  • Активная. Она рекомендована, если у ребёнка лёгкая форма отклонения. Также на неё могут перейти при заметных улучшениях после пассивной гимнастики. Ребёнку придётся повторять движения за специалистом, чтобы улучшить функцию речевого аппарата. При этом часто применяются специальные предметы, которые понадобится удерживать во рту.

При регулярном выполнении гимнастических упражнений удастся добиться расслабления зажатых лицевых мышц, поставить силу голоса, укрепить мышцы лица, а также усилить кровоток к органам речи. Помимо этого, специалист сможет поставить ребёнку верное произношение слогов и звуков. Именно по этой причине гимнастика рекомендована для детей, у которых была диагностирована дизартрия.

Варианты упражнений

Логопедическая гимнастика должна выполняться регулярно, даже в домашних условиях. В этой ситуации можно будет добиться действительно впечатляющих результатов. Следует запомнить полезные упражнения, которые улучшат состояние пациента.

Различные упражнения:

  • Нужно растягивать губы руками так, чтобы они приняли положение улыбки. При этом их следует зафиксировать на несколько секунд. Также понадобится сильно смыкать губы и воссоздавать положение, которое необходимо для произношения конкретных звуков, таких как «О», «У», «Э» и другие.
  • Следует выполнять покашливание с открытым ртом, при этом во время него необходимо высунуть язык. Также необходимо медленно проглатывать воду, а также удерживать её во рту и имитировать процесс полоскания. Следует постараться чётко и медленно произносить различные звуки, например, «К», «Г», «Т» и «Д». Это хорошие упражнения для разминки глотки и нёба.
  • Ребёнку будет полезно самостоятельно вытягивать губы в трубочку, а также удерживать открытым рот, чтобы были видны зубы. Помимо этого, малыш должен самостоятельно постараться растянуть губы в улыбку, при этом специалист будет минимально его в этом поддерживать. Это удачные статистические упражнения, которые позволят улучшить речь.

Дизартрия бывает разных видов: псевдобульбарная, смешанна, корковая и др. При всех видах заболевания полезно делать логопедический массаж и упражнения.

Точную схему гимнастики необходимо разрабатывать, основываясь на индивидуальные особенности ребёнка. В этом случае удастся добиться наилучшего результата, если регулярно выполнять упражнения. Безусловно, это не единственный метод терапии, который потребуется использовать. Только комплексная схема лечения позволит добиться максимально положительного результата.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/artikulyatsionnaya-pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия – это синдром, который выражается в расстройстве звукопроизносительной и просодической стороны речи, искажении произношения слов и слогов.

Эти нарушения вызваны расстройством нервной системы и работы мозга, приводящим к неправильному функционированию ых связок, лицевых и дыхательных мышц.

  Артикуляционная гимнастика при дизартрии представляет собой комплекс упражнений для консолидации артикуляционных мышц и постановки правильных движений органов речи.

Дизартрия и ее причины. Что такое коррекция речевых нарушений

Искажения речи, вызванные поражением центрального отдела речевого и двигательного аппарата и сбоем иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, называют дизартрией.

Её проявление связано с такими заболеваниями, как ДЦП, менингит, энцефалит, нейросифилис, инсульт, гнойный отит, опухолевые новообразования головного мозга, рассеянный склероз, миастения, церебральный атеросклероз, олигофрения.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

С целью исправления речи, ослабления симптоматики её искажения и ускорения преодоления речевых нарушений ведётся коррекционная работа.

Ещё одним источником развития дизартрии является перенесение органического поражения мозга ребенком в утробе матери, во время рождения или в раннем возрасте. Такое поражение может возникнуть в результате энцефалита, родовых травм, опухолей и интоксикации.

Вследствие этого развивается псевдобульбарная дизартрия, выраженная нарушениями общей и речевой моторики.

Важную роль играет коррекция логопедом псевдобульбарной дизартрии, которая включает массаж органов речи, гимнастику, выправку произношения, регулирование голоса и речевого дыхания.

Симптомы дизартрии

Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.

Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:

  1. Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи; сжатие губ; неподвижность языка; непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
  2. Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков; неясная и замедленная речь; снижение речевой активности; полное отсутствие звукопроизношения.
  3. Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха; учащение и кратковременное прерывание дыхания.
  4. Искажение голоса: голос становится тихим, слабым; изменяется тембр; неправильная интонация; монотонность.

Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе.

Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.

Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями;
  • гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут;
  • каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз;
  • продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд;
  • гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.

Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.

Упражнения с языком:

  • выдвигать и втягивать язык вперед-назад;
  • опускать и поднимать язык вниз-вверх;
  • отводить язык влево-вправо;
  • поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости;
  • покачивать языком в стороны.

Упражнения губами:

  • указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр;
  • идентичные движения пальцами с нижней губой;
  • формирование губ в трубочку движениями к средней линии;
  • устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»;
  • поднимать верхнюю губу;
  • опускать нижнюю губу;
  • закрывать рот и с усилием смыкать губы;
  • складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).

Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Все упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.

Активная артикуляционная гимнастика

Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:

  • Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
  • Беглое моргание глазами.
  • Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.

Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.

Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:

  • Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
  • Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
  • Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
  • Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
  • Клацать языком, изображая цоканье лошади.

Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:

  • Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.

Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.

Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление ых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание.

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью.

Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов.

Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие;
  • обнаружение ритмических рефлексов;
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители;
  • сбалансировать работу нервной системы;
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Значение логопедического массажа при дизартрии

Для подавления и устранения признаков дизартрии выполняется логопедический массаж. Как правило, он выполняется перед началом артикуляционной и дыхательной гимнастики и представляет собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки лица и тела.

С помощью этого массажа можно изменить состояние мышц, создать положительные кинестезии, необходимые для правильного произношения.

Логопедический массаж помогает решить ряд проблем и выполняет следующие задачи:

  • регулировка мышечного тонуса, устранение гипертонуса в мимических и артикуляционных мускулах;
  • избавление от патологических симптомов (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.);
  • поощрение положительных кинестезий;
  • совершенствование артикуляционных движений;
  • усиление мышечных сокращений;
  • оживление тонких дифференцированных движений органов речи.

Вывод

Учитывая серьезность такого синдрома, как дизартрия, стоит отметить, что наиболее эффективным является его комплексная терапия. Врач-логопед может определить по симптомам тип заболевания и грамотно подобрать соответствующее лечение. И чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее наступит результат.

С целью профилактики дизартрии у ребенка рекомендуется проходить регулярные осмотры у невропатолога с момента рождения.

7 Комплекс пассивной артикуляционной гимнастики:

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрииЛогопедические упражнения для губ и языка при дизартрии: “Заборчик”, “Трубочка”, “Лошадка”, “ЖелобокДизартрия. Как укрепить кончик языка при дизартрии?Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics.

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/rechevaja-terapija/artikuliatcionnaia-gimnastika-pri-dizartrii.html

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Перспективный план и работа с целью развития речевых мышц и проведения необходимой коррекции:

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

Гимнастика и упражнения языка:

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

Проводятся перед зеркалом. Ребёнок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Вот некоторые популярные способы:

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/massazh-yazyka-pri-dizartrii-2.html

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

20.12.20186 мин чтения   Статья проверена врачом

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии.

Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях.

Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

https://www.youtube.com/watch?v=g0O7hUa6t3w

Гимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика

Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь.

Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств.

Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Как она помогает при дизартрии

Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.

Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.

Занятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Комплекс упражнений при заболевании дизартрии у детей

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия – это распространенное среди детей дошкольного возраста поражение головного мозга, которое вызывает дисфункцию речевого аппарата с нарушением ЦНС, звукопроизношения, артикуляции, развития мелкой моторики.

Методы диагностики и лечения данного отклонения в современной медицине недостаточно развиты, основным направлением корректировки, является комплекс упражнений, который помогает улучшить состояние при дизартрии у детей.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: виды и польза

Артикуляционная гимнастика, направленная на борьбу с выраженной симптоматикой дизартрии, подразделяется на два вида:

  1. Пассивная гимнастика – такие упражнения при дизартрии применяются в случае, когда ребенок не может выполнять движения самостоятельно из-за потери силы в мышцах лица. Коррекция подразумевает, в основном, одностороннюю работу, когда педагог выполняет гимнастику, механически воздействуя на органы речи ребенка с помощью зонда, палочек, рук и шпателя. Такой вид занятий помогает улучшить тонус в мышцах языка, наладить их функционирование, и постепенно малыш начнет выполнять некоторые элементы гимнастики сам. Пассивные занятия включают в работу новые группы мышц, действие которых необходимо для воспроизведения звука.
  2. Активная гимнастика – с нее начинают при легкой форме отклонений или переходят на нее с пассивной формы при заметных улучшениях. Работа выстраивается путем подражания, то есть педагог показывает движения, а ребенок повторяет. В активной фазе упражнений используются различные предметы для удержания их во рту или между губ.

В случае, когда у ребенка отсутствует сила звука, он тихо и неразборчиво говорит, выполняются ые упражнения, которые при дизартрии тяжело даются.

Данное заболевание оказывает свое влияние не только на голос и произношение, оно затрагивает развитие ЦНС, мелкой моторики, что приводит к отставанию от своих сверстников.

После длительной и систематической коррекции многие дети способны продолжать обучение в обычных среднеобразовательных учреждениях.

Польза, которую способна дать артикуляционная гимнастика:

  • расслабление зажатых мышц лица, добавление тонуса в незадействованные ранее артикуляционные органы;
  • постановка силы голоса;
  • вырабатывание навыков использования артикуляционного аппарата для произношения;
  • укрепление мышц языка и лица;
  • приток крови к мышцам речевого аппарата;
  • постановка правильного произношения звука и слога.

Важно! Основной целью таких занятий является выраженная четкость звуков и произношения слов. Максимального эффекта можно достигнуть только при регулярном посещении логопеда и выполнении упражнений в домашних условиях.

Полезно выполнять гимнастику в виде игры, так ребенок больше увлекается процессом и меньше утомляется.

Цель и результаты тренировок

Правильная и систематическая гимнастика сможет показать быстрые результаты развития речи и постановки звука. Артикуляционные упражнения при дизартрии развивают у детей автоматизацию произношения звука, точность амплитуды сокращения мышц ротовой полости, скорость двигательной функции, умение переключаться от одного занятия к другому, определение силы мышечных сокращений.

Цели артикуляционной гимнастики:

  1. улучшение формирования фонем у ребенка;
  2. выработка правильных кинем (движений для образования звука речи) при произношении;
  3. отработка положения артикуляционных органов во время речи;
  4. выработка силы голоса.

Достигнуть хорошего произношения можно, лишь имея силу в голосе, умея ею управлять и выдавать порционно, по мере необходимости. Полноценный комплекс просодических упражнений при дизартрии включает в себя:

  • отработка каждого звука до автоматизации;
  • выработка правильного положения мышц языка, губ, щек во время разговора;
  • улучшение подвижности речевого аппарата.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики логопедом или в домашних условиях:

  1. занятия должны быть ежедневными; если в этот день ребенок не посещает педагога, то нужно провести комплекс упражнений с родителями дома;
  2. желательно не переутомлять малыша, чтобы исключить у него стойкое отрицание. Выполнять движения лучше несколько раз в день по 5 минут;
  3. обязательно соблюдение последовательности упражнений по нарастанию сложности;
  4. из всего курса выполняемых занятий в день добавлять можно только одно незнакомое ребенку движение;
  5. при выполнении гимнастики малыш должен сидеть, лучше, если напротив него будет и родитель, и зеркало – это поможет ускорению закрепления;
  6. начинать комплекс нужно с разминки мышц губ.

Как правило, дети с дизартрией имеют проблемы с дыханием во время речи, они стараются говорить как на выдохе, так и на вдохе. Корректировка дыхания тоже должна входить в комплекс упражнений.

Упражнения

Дети склонны к потере интереса, поэтому занятия лучше проводить в виде игры, вовлекая их в сказку. С той же целью материал для логопедической гимнастики должен постоянно обновляться. Каждое упражнение должно начинаться с объяснений взрослого о том, как правильно выполнять то или иное движение, используя тематику игры. Далее показывают пример, а малыш должен его повторить.

Важно! С психологической точки зрения категорически запрещено сопровождать занятия критикой, успехи (хоть и не такие быстрые, как хотелось бы) нужно всегда хвалить и мотивировать.

Пример разминки мышц неба и глотки:

  • покашливания с открытым ртом, рекомендуется высунуть язык;
  • медленное глотание воды минимально возможными движениями;
  • удерживание киселя во рту с имитацией движений полоскания;
  • зажать нос и надувать поочередно щеки, не используя вдох;
  • мычать и свистеть;
  • положить ребенку на затылок руку, как будто придерживая голову, преодолевая сопротивление, он должен отклонить голову назад. Не стоит давить слишком сильно;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д» звуками;
  • произносить многократно звук «Ы»;
  • надувать воздушный шарик.

Примеры пассивной гимнастики:

  1. растягивание руками губ в положение улыбки, на несколько секунд фиксируя мимику;
  2. сильное смыкание губ;
  3. механическое создание положений губ: в трубочку (собрать руками от уголков к середине), имитируя положение для произношения звуков «А», «У», «О», «Ы», «Э».

Статистические упражнения:

  • ребенок удерживает открытым рот, при этом должно быть видно и верхние, и нижние зубы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • положение языка с упором в небо, имитируя звук «Р»;
  • ребенок самостоятельно растягивает губы в улыбку, а взрослый, оказывая умеренное давление, пытается ему помешать, с двух сторон нажимая на улыбку.

В заключение

При дизартрии важно найти правильные упражнения (можно скачать на нашем сайте), распечатать комплекс и заниматься по нему с малышом каждый день. При этом должен наблюдаться хотя бы маленький прогресс. Если изменений нет, то упражнения выполняются неправильно.

При коррекции звукопроизношения профессиональными педагогами используется индивидуальный подход, на отработку каждого звука должно быть отведено большее количество времени.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-dizartrii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.